Поделиться:

О знаменитости

Сергей Александрович Афанасьев: биография


Сергей Александрович Афанасьев биография, фото, истории - видный советский государственный деятель, министр общего машиностроения СССР
30 августа 1918 - 13 мая 2001

видный советский государственный деятель, министр общего машиностроения СССР

Биография

В 1941 году окончил с отличием МВТУ им. Баумана, работал инженером-конструктором на артиллерийском заводе в подмосковном городе Калининграде. Во время учёбы работал старшим наладчиком станков-автоматов на ЗИСе.

Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации оказался в Перми на Мотовилихинском артиллерийском заводе, где проработал всю войну, последовательно пройдя ступени инженера-конструктора, старшего инженера-конструктора, начальника технического отдела, заместителя начальника цеха, заместителя главного механика завода. Член КПСС (1944).

В 1946 году приказом министра вооружения был переведён в Главное техническое управление Министерства вооружения СССР, в котором работал старшим инженером, начальником отдела, заместителем начальника управления. В 1955 году назначен начальником Технического управления Министерства оборонной промышленности СССР.

В 1957 г. был назначен заместителем председателя совнархоза Ленинградского экономического административного района по оборонной промышленности. С 1958 г. возглавлял Ленинградский, с 1961 по 1965 г. — председатель СНХ РСФСР и заместитель председателя Совета Министров РСФСР.

В 1965—1983 гг. — министр общего машиностроения СССР. На этом пост ему пришлось организовывать работу «с нуля», объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (КБ), работающие над созданием ракетно-космической техники.

Под его руководством была решена ключевая государственная задача — достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Ещё в 1965 г. соотношение в этой области выглядело как десять к одному в пользу США. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить производство по созданию лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ). На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали около 1000 МБР и 500 БРПЛ.

При этом все приводные рычаги этого необъятного хозяйства были в Министерстве. Афанасьев как-то признался, что мысль о возможном сбое или технических неполадках, которые могли бы привести к взрыву ракеты в шахте или непредвиденному запуску, беспокоила его на протяжении всей карьеры.

Министерство также обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции Мир. Под его руководством находились КБ таких выдающихся конструкторов, как Бармин, Глушко, Семёнов. Он также работал с Сергеем Королёвым.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов развернулась упорная борьба по вопросу выбора типа боевых ракет и пусковых шахт, которые должны были обеспечить превосходство над Соединёнными Штатами. Главными действующими лицами в этой истории были известные конструкторы В. Н. Челомей и М. К. Янгель, а втянутыми в неё оказались и министерство обороны, и отделы ЦК КПСС. Министр в итоге поддержал Челомея. И в этом, и в ряде других случаев позиция министра не совпала с позицией Министра обороны СССР Устинова. Подобные межведомственные трения часто затрудняли работу.

Важность ракетно-космической отрасли позволяла Сергею Афанасьеву при решении сложных вопросов выходить непосредственно не только на членов Политбюро, но и на лидеров страны, в том числе на Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачёва.

Будучи депутатом Верховного Совета СССР от Свердловской области, он был близко знаком с первым секретарем обкома Ельциным, они часто вместе посещали предприятия отрасли в области.

Афанасьев был одним из немногих, кто осмелился ослушаться Берию. На совещании в Кремле в 1950-х годах Берия поставил задачу наладить выпуск военных ракет на одном из заводов на юге страны в рекордно сжатые сроки — за несколько месяцев. Сергей Афанасьев, в то время молодой инженер, сказал, что это нереальная задача и потребовал больше времени. После совещания лишь один из присутствующих заступился за упрямого инженера, и пояснил, что если Афанасьева уберут, начало производства затянется больше чем на год, так как реальной замены ему нет.

В 1983—1987 гг. — министр тяжёлого и транспортного машиностроения, а с 1988 г. работал консультантом в Министерстве обороны СССР.

До последних дней жизни он был главным научным консультантом РКК «Энергия» им. С. П. Королёва.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и премии

  • дважды Герой Социалистического Труда (14.02.1975; 29.08.1978)
  • 7 орденов Ленина (1958; 17.06.1961; 26.07.1966; 29.08.1968; 25.10.1971; 14.02.1975; 29.08.1978)
  • орден Октябрьской Революции (5.11.1982)
  • 2 ордена Трудового Красного Знамени (1957; 30.08.1983)
  • орден Красной Звезды (1945)
  • медали
  • украинский орден «За заслуги» 2-й степени
  • Ленинская премия (1973)
  • Сталинская премия 2-й степени (1952)
  • Государственная премия СССР (1977)

Почётные звания

  • Заслуженный машиностроитель СССР (29 июня 1988)
  • Почётный гражданин Клинского района (2001, посмертно)

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Скоч Андрей Владимирович Скоч Андрей Владимирович

депутат Государственной думы РФ

Усатый Ренато Георгиевич Усатый Ренато Георгиевич

политический деятель и борец против коррупции в Молдове

Алиев Нурали Рахатович Алиев Нурали Рахатович

казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева

Арутюн Арменакович Сурмалян Арутюн Арменакович Сурмалян

депутат Заксобрания Ростовской области

Слепцов Владимир Слепцов Владимир

мэр г. Ярославля

Андрей Робертович Иванов Андрей Робертович Иванов

российский политик, предприниматель общественный деятель.

Жирков Евгений Иванович Жирков Евгений Иванович

подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области

Владимир Вольфович Жириновский Владимир Вольфович Жириновский

российский политик, основатель ЛДПР

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора