Поделиться:

О знаменитости

Изотта Ногарола: биография


Исследователи отмечают, что творческий путь Ногаролы станет шаблоном, который будет повторяться в судьбе многих женщин на протяжении столетий. Выросшая в семье, где поощрялась интеллектуальная жизнь, она получала похвалу за свой ум ребёнком, но повзрослев она столкнулась с сопротивлением своему желанию продолжить обучение. Её публичная жизнь как ренессансного гуманиста заняла всего два года — 1436—1438. Отвергнутая своими современниками, Ногарола выстояла в борьбе с условностями общества, указывавшими на возраст и необходимость вступления в брак, и не поддалась давлению монашеских орденов. Цена, заплаченная Ногаролой за интеллектуальную свободу, оказалась высокой — вечная девственность и изоляция от других образованных людей. Изотта никогда не выходила замуж и неоднократно подчёркивала собственную девственность. Эти черты стали основными для её публичного имиджа, что, по мнению современных феминистических учёных, позволяет утверждать, что она воплощает парадокс образованной женщины. После обвинений клеветника Ногароле пришлось приложить большие усилия, чтобы поддержать свою безупречную репутацию сексуальной невинности и духовной нравственности.

Зрелый период

Однако в своём затворничестве Изотта не была полностью изолирована от общества. В 1450 году вместе с делегацией веронцев она отправилась в Рим, где произнесла написанную ею речь перед папой Николаем V. Изотта принимала посетителей, а также вела переписку с другими интеллектуалами, в особенности с Лодовико Фоскарини (c 1551 года), венецианским политиком, назначенным управлять Вероной. Они обсуждали философские вопросы, в том числе вопрос о том, чей грех был сильнее — Адама или Евы, а также причины их падения («О равном или неравном грехе Адама и Евы»). Этот текст был создан Ногаролой на основе писем и бесед, которыми обменивались оба собеседника, и он является главным текстом при изучении женского гуманизма Ренессанса. Фоскарини посещал её дом, участвовал в беседах с другими членами её семьи, и их отношения не были романтическими. В 1453 году за неё посватались, но по совету Фоскарини она отказалась.

Начиная по крайней мере с 1453 года Изотта страдала от некого физического недомогания. Со временем её здоровье стало ухудшаться, и она скончалась незамужней в возрасте 48 лет. Похоронена рядом со своей матерью в церкви Святой Цецилии в Вероне. Спустя два года Джованни Марио Филельфо (сын более знаменитого Франческо) написал в её честь поэму в 593 стихах гекзаметром «Liber Isottaeus», посвятив её брату покойной Лодовико (с двумя сонетами в приложении). Последний сонет говорил о ней как о человеке, в котором не было «ни пятнышка, ни дефекта», обладавшего «целомудренным телом, неиспорченным сердцем».

Образ жизни Ногаролы и её труды стали примером других итальянских гуманисток Ренессанса — Кассандры Феделе и Лауры Черете.

Творчество

Западные исследователи Маргарет Кинг и Диана Робин опубликовали перевод всех сохранившихся трудов Изотты на английский язык. Учёные отмечают, что наследие Ногаролы включает эксперименты практически во всех гуманистических жанрах — от писем, благодаря которым прослеживаются её литературные и социальные связи, до диалогов, публичных обращений и утешительных писем. Они разделили её наследие на три периода:

  1. Ранний — 1434-40 годы, к которому относятся сборники писем, публичные обращения, включая адресованные итальянскому учёному Эрмолао Барбаро; Якопо Фоскари (сыну дожа Франческо); и многие другие. Копии с писем Изотты циркулировали в гуманистических кругах, и она стала обретать известность.
  2. Средний — период интеллектуального пробуждения — 1441—1449 годы, когда она ознакомилась с огромным количеством классических, библейских и святоотеческих текстов. От этого периода не сохранилось собственноручных текстов Ногаролы, он известен лишь по сторонним источникам. Например, венецианский аристократ Лауро Квирини (ок. 1420—1475/79), учившийся тогда в Падуанском университете, в своих письмах рекомендует ей ряд книг: Аристотеля, Боэция, Аверроэса, Фому Аквинского и т. д.
  3. Зрелый — 1450-61 годы, когда Изотта экспериментирует с новыми жанрами и новым для себя синкретизмом классических и христианских источников. В это время был написан её диалог об Адаме и Еве, а позднее публичные обращения и речи на латыни. Одну из них она лично произнесла перед папой Николаем V в 1450 году (текст утерян), а другая, с призывом к крестовому походу против турок была прочитана в присутствии Пия II на мантуанском соборе 1459 году. В 1453 году она написала две речи, в которых приветствовала назначение нового епископа Вероны Эрмолао Барбаро. Её последней известной работой является утешительная погребальная речь, обращённая к венецианцу Якопо Антонио Марчелло, потерявшему 8-летнего сына Валерио в 1461 году.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора