В 2011 году прославлен в лике святых Русской православной старообрядческой церковью.
Молодость
Родился в 1840 году в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье старообрядцев-беспоповцев нетовского согласия, полагавших, что после XVII века нет истинных церкви, священства и таинств. Получил домашнее образование, затем успешно окончил казённое училище. Занимался крестьянским трудом. В юности уходил к старцам — беспоповским пустынникам — но по настоянию матери вернулся в семью. Работал судовым приказчикам у купцов-беспоповцев, живших в городе Коврове и занимавшихся хлебной и рыбной торговлей. Изучал богословские труды, находившиеся в библиотеке своих хозяев, пришёл к выводу о ложности учения о прекращении истинного священства.
Сотрудник архиепископа Антония
Будучи по делам в Москве, был принят старообрядческим архиепископом Антонием (Шутовым), который убедил его в истинности белокриницкой иерархии. С 1865 жил в Москве, присоединился к старообрядческой церкви и работал письмоводителем при владыке Антонии до его кончины в 1881. Продолжил заниматься самообразованием, изучая историческую и богословскую литературу из библиотеки архиепископа, учился греческому языку. Убедил своих родителей и односельчан признать белокриницкую иерархию, его усилиями в родном селе был выстроен деревянный храм во имя Святой Троицы. После кончины архиепископа Антония написал его биографию — важный источник по истории старообрядчества XIX века.
Священноинок
В 1883 выехал в Румынию, где занимался организацией старообрядческой типографии и издал свой первый труд «Истинность старообрядствующей иерархии». В начале 1885 года, после возвращения в Россию, принял иночество и был рукоположён во священноинока. Жил в скиту близ села Безводного в Нижегородской губернии, где вместе с Иваном Верховским организовал нелегальное гектографическое издание старообрядческих книг, в том числе собственных сочинений «Оправдание старообрядствующей Церкви» и «Книга об антихристе». Позднее это издательство было переведено в Нижний Новгород. Много путешествовал с целью старообрядческой проповеди, посетил Поволжье, Урал и Украину. В сентябре 1890 был арестован в Черниговской губернии за «явное оказательство раскола», но весной 1891 освобождён под залог. Поселился в Нижнем Новгороде в доме купчихи Веры Михайловны Сироткиной, матери видного деятеля старообрядчества Дмитрия Васильевича Сироткина. Занимался собиранием старообрядческой библиотеки, обучением молодых богословов («начётчиков»), среди которых были Фёдор Мельников и Иван Усов (в иночестве Иннокентий, будущий митрополит).
Как начётник, Арсений (Швецов) использовал не только старопечатные книги (как свои предшественники), но и новые академические издания творений Отцов церкви, находя в них аргументы в полемике с противостарообрядческими миссионерами. Разработал учение о церкви, согласно которому её непогрешимость заключается не в людях, всегда грешных и преступных, а в Христе и его благодатных действиях в церкви. Считал, что церковь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю; первую составляет исповедание веры, а вторую — верующие, как пасомые, так и пастыри, а равно и священнодействия, тесно связанные с званием пастырей. Из этого исходит, что в период, когда у старообрядцев в течение 180 лет не было своих архиереев, внутренняя — таинственная, благодатная, Божественная — сторона церкви продолжала существовать. Поэтому старообрядческое общество, «с лишением единомысленных себе епископов, не лишалось наименования церкви Христовой».