Поделиться:

О знаменитости

Владимир Федорович Матвеев: биография


Владимир Федорович Матвеев биография, фото, истории - советский и российский педагог, публицист и , основоположник педагогики сотрудничества в России
18 июня 1932 - 21 ноября 1989

советский и российский педагог, публицист и , основоположник педагогики сотрудничества в России

Биография

Владимир Фёдорович Матвеев родился в Уфе 18 июня 1932 года. Окончил МИМО в 1956 году. В начале 60-х — один из организаторов движения юнкоров. Работал в журнале “Вожатый” в 1962—1965 годах, в журнале “Пионер” — зам. главного редактора в 1965—1974 годах, в журнале “Мурзилка” главным редактором в 1974—1984 годах.

В 1983—1989 годах Владимир Фёдорович назначен главным редактором “Учительской газеты”. В условиях, казалось бы, полной и прямой зависимости центральной прессы от ЦК КПСС Матвееву чудом удалось создать всесоюзную газету учителей и родителей независимую от самой косной в то время Академии педагогических наук, от её реакционно-консервативного крыла, от её официоза.

Именно в этой газете он вместе с Симоном Соловейчиком создали "педагогику сотрудничества", объединяя вокруг газеты учителей-экспериментаторов и новаторов с большим педагогическим стажем. Во время работы Матвеева в "УГ" авторская и новаторская педагогика в России смогла стать публичной, получила впервые доступ к рупору общения с народом.

После преобразования её в издание ЦК КПСС его понизили до заместителя главного редактора. С 1988 года В.Ф. Матвеев избран председателем Творческого союза учителей СССР, одним из инициаторов идеи создания которого был сам. В оргкомитет союза входили супруги Л.А. и Б.П. Никитины, И.П. Волков, Д.С. Лихачёв, И.В. Бестужев-Лада, А.А. Лиханов, Ю.Б. Рюриков, С.Л. Соловейчик, А.Н. Тубельский и многие другие.

Умер Матвеев 21 октября 1989 года в Москве.

Новаторские идеи и наследие В.Ф. Матвеева

Выдвинутый незадолго до смерти, почин В. Матвеева по созданию Творческого Союза Учителей СССР, объединивший многих педагогов-новаторов: Ш. Амонашвили (учитель младших классов), В. Апраушева (директор Загорского интерната слепо-глухих детей), Э. Днепрова (в будущем министра образования) и других, послужила следующим отправным толчком к приведению в движение и объединению всех ветвей новаторской педагогики.

Движение педагогов новаторов продуцировалось и транслировалось через семинары, учебные лагеря, открытые мастер-классы, социальные игры, коммунарские сборы, где демонстрировались элементы авторских программ новаторов. Большую роль в мультипликации движения сыграл бум и запрос средств информации на всё новое в эпоху перестройки, когда делались передачи на ТВ, печатались книги, издавались статьи о наиболее ярких новаторских инициативах - Виктора Шаталова (методика опорных конспектов), Михаила Щетинина (методика погружений), Олега Газмана (базовая культура и самоопределение личности) и других.

Новаторство в педагогике появилось как органичный ответ на запрос общества, испытывающего тотальный кризис образовательной системы при переходе общества к постиндустриальной фазе развития. Фазовый переход, преодолеть который наше общество так и не смогло до сих пор, требовал изменений в основном психотипе, формируемом образовательной системой. Общество вынужденно отходило от «конвейерных» методов в образовании, формирующих роботов исполнителей. Новой эпохе требовались изменения в системе образования и требовалось появление новых людей с выраженной индивидуальностью, инициативныйх, азартных и с предпринимательской жилкой. Сленг, который стал наиболее популярным в то время в среде педагогов-новаторов, изобиловал категориями: индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика, гуманистическое образование, индивидуальная образовательная траектория, формирование толерантной личности и другие.

Движением были не решены, но сформулированы новые задачи образования: развитие мышления в противовес энциклопедичности, развитие коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат, умение ориентироваться и усваивать тексты культуры и иных гуманитарных технологий. Также появились и были освоены новые методы мотивации детей в учебном процессе: исследовательский тип, конструкторский, игровой, клубный и другие.

Своего пика движение достигло в начале 1990-х, после чего разделилось на отдельные обособленные ветви субдвижений: движение частных школ, куда ушли многие из учителей-пассионариев, объединение учителей новаторской педагогики «Эврика», возглавляемое А. Адамским, также воспитанником "Учительской газеты" (объединяет, в основном, государственные образовательные площадки), движение школ Монтессори (в России распространилось благодаря подвижнической деятельности работавшей раньше в "Учительской газете" Елены Хилтунен, выходца из коммунарской среды), дистантное образование и прочие.

К 2010 году запрос общества вновь изменился, новые идеи, видимо, стали неактуальными. Педагоги-новатора стали необходимы лишь отдельным спонсорам, обеспеченным частным школам, лицеям и гимназиям. Видимо выпускники именно оттуда ещё хоть как-то смогут отвечать на официальный запрос "инновационного" развития, провозглашенного руководством России на рубеже второго десятилетия XXI века. Официальная же школа, перестроившись, опять на новом витке нацелена на производство исполнителей, но не креативщиков.

Основные работы

  • Гаманин О., Матвеев В. Обычная, средняя… – М.: Знание, 1976.
  • Матвеев В.Ф. Октябрята. – М.: Молодая гвардия, 1981
  • Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. – М.: Педагогика, 1982.
  • Гаманин О., Матвеев В. Пионерское лето в вопросах и ответах. – М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя / Под ред. О.С. Газмана. – М.: Просвещение, 1988.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Алена Полынь Алена Полынь

Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Роксолана (Анастасия Лисовская, Хюррем Хасеки Султан) Роксолана (Анастасия Лисовская, Хюррем Хасеки Султан)

жена Сулеймана I Великолепного, султана Османской империи

Дэвид Блэйн Уайт Дэвид Блэйн Уайт

американский иллюзионист

Игнатий Игнатьевич Ясюкович Игнатий Игнатьевич Ясюкович

крупный польский промышленник

Андрей Ющинский Андрей Ющинский

киевский школьник, в убийстве которого обвинялся киевский еврей Мендель Бейлис, оправданный в 1913 году судом присяжных

Екатерина Михайловна Ющенко Екатерина Михайловна Ющенко

супруга третьего Президента Украины Виктора Ющенко

Траудль Юнге Траудль Юнге

урождённая Гертрауд Хумпс

Юлия Младшая Юлия Младшая

настоящее имя Випсания Юлия Агриппина

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора