Поделиться:

О знаменитости

Литвинов Виктор Яковлевич: биография


В 1942 году завод полностью перешел на массовое производство замечательного боевого самолёта Ил-2. Фашисты называли его летающей смертью, а наши воины — «летающим танком». Это был лучший штурмовик в мире. За годы войны на заводе было построено 13 300 штурмовиков Ил-2. За организацию массового производства самолета Ил-2, разработку и внедрение кругового ленточного конвейера сборки крыла самолета В. Я. Литвинов был удостоен Сталинской премии 1 степени.

В июле 1944 года В.Я. Литвинов становится директором завода. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа того же года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы». Возглавляемый им коллектив неоднократно завоевывал в социалистическом соревновании Знамя Государственного Комитета обороны СССР, впервые это произошло в сентябре 1942 года. А в конце 1944 года это знамя было оставлено на заводе навечно.

В трудных условиях военного времени по-новому раскрылся выдающийся организаторский талант Виктора Яковлевича. Среднего роста, крепкий, стремительный, он был настоящим командиром — волевым, настойчивым, целеустремленным. Он мог работать сутками, жестко и требовательно относился к подчиненным, но также требователен был и к себе. Он хорошо знал не только, как идут дела в том или ином цехе, он отлично знал каждого большого и малого руководителя, многих рядовых работников. Его требовательность и принципиальность вызывали уважение, работавших с ним людей: авторитет Виктора Яковлевича Литвинова был высок и непререкаем, так как все понимали, что всё, что он делал, было делом партии и народа, которые жили в то время одним девизом: «Все для фронта! Все для победы!» Родина высоко оценила труд В. Я. Литвинова в годы войны. В сентябре 1945 года — в числе других видных организаторов авиационного производства, авиаконструкторов — ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Звезда имела порядковый номер № 245.

Новые самолёты

После окончания войны коллективу завода предстояли новые сложные задачи: освоить в кратчайшие сроки серийный выпуск первенцев советских реактивных истребителей. И эта задача была успешно решена. 7 ноября 1946 года на праздничном параде в Москве пролетели первые десять реактивных истребителей МиГ-9. А потом коллективу, во главе которого бессменно стоял В.Я. Литвинов, предстояло осваивать серийное производство знаменитых фронтовых истребителей МиГ-15 и МиГ-17, потом новый бомбардировщик Ил-28, первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16, пассажирский авиалайнер Ту-104. Каждый из этих самолетов — новый этап в развитии советской авиационной мысли, в развитии советской промышленности.

Почти двадцать лет руководил заводом В.Я. Литвинов. И не только завод и производственные задачи были в центре внимания директора. Он умел находить время и уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где жили в годы войны в бараках, вырос целый город самолетостроителей. Многоэтажные жилые дома, Дворец культуры, стадион, фабрика-кухня, а потом пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории. Большую помощь оказал завод в создании техники для сельского хозяйства. Так, самолётостроители создали приспособление для сушки зерна, выпускали сеялки и другие приспособления. Не случайно за выпуск машин для сельского хозяйства директор завода В.Я. Литвинов был награжден двумя медалями ВДНХ СССР I степени.

В середине 1950-х года завод был передан из Министерства авиационной промышленности в новое ведомство. Нужно было строить неведомые прежде ракеты. Именно под руководством Виктора Яковлевича была создана и отработана на Байконуре, а потом серийно выпускавшаяся на заводе, теперь уже легендарная Р-7 или — как называли знающие люди между собой — просто «Семерка». Та самая ракета, которая подняла в космическую высь первого человека Земли Юрия Гагарина. 29 июля 1960 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новой техники В.Я. Литвинову было вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Панфилович Яценко Владимир Панфилович Яценко

советский авиаконструктор

Михаил Кузьмич Янгель Михаил Кузьмич Янгель

видный советский конструктор ракетно-космических комплексов

Эндрю Юр Эндрю Юр

британский экономист

Хуго Юнкерс Хуго Юнкерс

профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers &

Томас Эндрюс Томас Эндрюс

ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте

Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун

английский бизнесмен, в настоящее время президент FOM

Франц Якоб Шпет Франц Якоб Шпет

германский конструктор музыкальных инструментов

Шпагин Георгий Семёнович Шпагин Георгий Семёнович

советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора