О знаменитости
Литвинов Виктор Яковлевич: биография
Главный инженер завода
К этому времени Виктор уже был начальником технического бюро сборочного цеха завода. Коллективу была поставлена очень сложная задачи: наладить в кратчайший срок массовое производство новых тогда самолетов-разведчиков Р-5, освоить серийное производство истребителей И-5 и И-7 (все машины конструктора Н.Н. Поликарпова). И это в то время, когда завод еще не полностью перебазировал оборудование в новые заводские корпуса, построенные в годы второй пятилетки.
Сборочный цех — это сердце завода, именно отсюда выходят на испытания и затем в небо самолеты, конечный итог напряженного труда тысяч людей. Предстояло решать много сложных технических и организационных проблем, к таким проблемам относились — работы по стандартизации и унификации оснастки, создание типовых карт на штампы — организацию этой работы возглавил В. Литвинов. Это позволило снизить затраты и уменьшить число занятых рабочих и резко поднять качество и производительность труда. Как командир авиационного производства, В.Я. Литвинов учился у таких выдающихся организаторов, как П. А. Воронин, П. В. Дементьев.
На заводе трудом инженеров и рабочих был внедрен поточный метод оборки машин впервые в отечественной практике. Это позволило ввести сетевое планирование и потом перевести уже в период войны все авиазаводы страны на строительство самолетов по суточному графику. Строились новью самолеты, создавалась новая технология. Этот процесс был очень важным и необходимым, но осваивать его пришлось с большими трудностями. В июле 1938 года Литвинов назначается заместителем главного инженера завода.
В конце 1939 года А.И. Микояном и М.И. Гуревичем был сконструирован новый скоростной и маневренный истребитель, а в мае 1940 года — первый самолет уже был предъявлен на государственные испытания. В том, что самолет был построен в такой короткий срок, большая заслуга принадлежит В. Я. Литвинову.
Именно под его непосредственным руководством впервые в отечественном самолетостроении был введен принцип параллельности — одновременно шла разработка конструкции самолета и выпуск его чертежей с подготовкой производства. Впоследствии этот принцип получил дальнейшее развитие при создании нового истребителя МиГ-З. Эта работа была высоко оценена Правительством.
В январе 1941 года обновилось руководство Наркомата авиапромышленности СССР. Наркомом стал молодой инженер, бывший первый секретарь Горьковского обкома партии А. И. Шахурин, его заместителями были назначены ряд товарищей с заводов. Тогда ушли с московского завода в Наркомат П.В. Дементьев и П.А. Воронин, а 30-летний Виктор Литвинов становится главным инженером завода.
Война. Эвакуация
Началась Великая Отечественная война. Заводу приказано резко увеличить темпы выпуска самолетов. В своих воспоминаниях А.И. Шахурин писал:
20 октября 1941 года было принято решение ГКО СССР об эвакуации завода на восток. Эвакуация завода, перебазирование на новое место — огромный пустырь под Куйбышевым, строительство новых корпусов и фактически нового завода, размещение оборудования, прокладка магистралей, строительство жилья, сначала временного — бараков и землянок, размещение тысяч и тысяч заводчан и членов их семей, и в то же время продолжался почти бесперебойный выпуск самолетов — такую сложнейшую задачу решал коллектив завода, его руководство. В их числе и главный инженер завода В.Я. Литвинов.
Зима 1941 года пришла рано, выпал снег, стояли жестокие морозы, но работы не прекращались ни на один день. В своих воспоминаниях об этих героических днях писал бывший редактор многотиражной заводской газеты A. C. Магид в статье «Солдаты в рабочих ватниках». 29 декабря 1941 года был запущен первый мотор самолета, построенного полностью уже на новом месте. И в самарское зимнее сумрачное небо поднялся первый штурмовик, сработанный москвичами.
Комментарии
Комментарии
советский авиаконструктор
видный советский конструктор ракетно-космических комплексов
британский экономист
профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers &
ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте
английский бизнесмен, в настоящее время президент FOM
германский конструктор музыкальных инструментов
советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда