Биография
С самого начала своей творческой деятельности и до конца друматург использовал псевдоним Кормон – такую фамилию имела его мать до вступления в брак.
За свою деятельность 15 августа 1860 года он получил Орден Почётного легиона.
В 1867 году драма Кормона «Филипп Второй, король Испании» (Philippe II, Roi d’Espagne) (написанная им в 1846 году) послужила основой для одного из акта - сцены в Фонтебло - в опере «Дон Карлос».
Эжен Кормон является автором совместно с Мишелем Карре либретто оперы Ж.Бизе «Искатели жемчуга» (1863 г.), причем либретто было написано быстро и не слишком тщательно: в Париже уже было объявлено о премьере, а оба автора все ещё не знали, чем закончить сюжет. Позже они признавались, что не слишком серьёзно отнеслись к этой работе, о чем очень сожалели: когда оба либретиста приступали к работе, они ещё не знали произведений талантливого композитора и посчитали Жоржа Бизе одним из обычных деятелей на данном поприще, не более того, а потому не слишком старались в сочинении сюжета и «сварганили» его по-быстрому, используя лишь собственные наработаннаые профессиональные навыки..
Однако общее творчество Эжена Кормона не было столь выдающимся, чтобы стать классическим. Тем не менее его произведения занимали большое место в театральной культуре Франции и до сих пор интересны тем, что представляют собой вкусы и требования зрителей его времени. А какие-то из опер по его либретто навсегда вошли в выдающиеся мировые шедевры. Многие из его легких, хотя и не всегда высокого уровня водевилей были переведены на русский язык и ставились на сценах Петербургской и Московской трупп императорских театров России, в них блистали выдающиеся русские артисты.
Среди пьес
- 1846 — «Филипп Второй, король Испании» (фр. Philippe II, roi d’Espagne) (вошла в состав либретто к опере «Дон Карлос» Д.Верди, 1867).
- 1847 — «Гастибельза» (фр. Gastibelza), в соавторстве с А.-Ф. Деннери, пьеса послужила основой для написания одноименной оперы, композитор Луи-Эме Мейарда (фр.: Louis-Aim? Maillard)
- 1855 — «Театр зуавов» (фр. Th??tre des zouaves), водевиль, совместно с Э. Гранже (фр. Grang?)
- 1863 — либретто оперы Ж.Бизе «Искатели жемчуга» (фр. Les P?cheurs de perles), совместно с Мишелем Карре
- 1866 — либретто комической оперы «Жозе-Мария» (фр. Jos? Maria), в соавторстве с А.Мейлаком (фр. Henri Meilhac)
- 1867 — либретто комической оперы «Робинзон Крузо» (фр. Robinson Cruso?), композитор Ж.Оффенбах; в соавторстве с Г.Кремьё
- 1874 — «Две сироты» (фр. Les Deux Orphelines), совместно с А.-Ф. Деннери
На русской сцене
Среди его пьес были переведены на русский язык или адаптированы для русской сцены и поставлены в России:
19 век
Петербургская драматическая императорская труппа:
Московская драматическая императорская труппа:
- 20 февраля 1842 в бенефис М. С. Щепкина — «Семейные дела, или С больной головы на здоровую». Вод. в 1 д., совместно с Ж. Шабо де Буэном (Le beau-pere). Пер. с фр. М. К. (в помещении Большого театра)
- 10 сентября 1847 — «Маскарад в оперном театре, или Проказы женатого» (Un mari qui se derange). Ком. в 2 д., совместно с и Э. Гранже. Пер. с фр. А.Н.Андреева (в помещении Большого театра)
- 27 апреля 1859 в бенефис Е. В. Бороздиной — «Женщины-гвардейцы». Шутка-вод. в 1 д., совместно с П. Гранже и А. Делакуром. Пер. с фр. В. И. Родиславского (в помещении Малого театра)
- 17 октября 1869 в бенефис К. П. Колосова — «Чудеса медицины». Оперетта в 1 д. Э. Готье по либретто Э. Кормона и А. Трианона (в помещении Малого театра).
XX век
Московский Художественный театр: