Поделиться:

О знаменитости

Кемаледдин Бехзад: биография


  • «Зафарнаме» («Книга побед», автор Шараф ал-Дин Али Язди), с посвящением Хусейну Байкара, которая датируется 1467 годом, миниатюры — 1480 годом (Балтимор, Библиотека Гарретта)
  • «Хамсе» (Пять поэм) Алишера Навои с посвящением Султану Хусейну Байкара от его сына Бади ал-Замана (1485 г., рукопись поделена на две части, одна в Оксфорде, Бодлейанская библиотека, другая в Манчестере)
  • «Мантик ал-Таир» («Беседы птиц») поэта Аттара (1486 г., Нью-Йорк, музей Метрополитен).
  • «Гулистан» (Розовый сад) Саади (1486 г., частное собрание)
  • «Хамсе» (Пять поэм) поэта Низами, копия сделанная в 1495-96 годах (Лондон, Британская библиотека)
  • «Хамсе» Низами, копия, датированная 1442 годом, но с добавлением миниатюр датированных 1490-ми годами (Лондон, Британская библиотека).

Итого, семь манускриптов. Три из них — «Зафарнаме», «Гулистан» и «Хамсе» Низами от 1495-96 гг. содержат надписи, оставленные могольским императором Джахангиром (правил в 1605—1627 годах), который был любителем живописи. В пометках он приписывает Бехзаду все миниатюры «Зафарнаме», 16 из двадцати одной миниатюры «Хамсе» Низами, а в отношении «Гулистана» сообщает, что не может определить руку художника. Большинство современных ученых разделяют мнение Джахангира в отношении рукописи «Зафарнаме», но выражают сомнение по поводу «Хамсе» Низами, поскольку её миниатюры приписывают также Миреку, Абд аль-Раззаку и Касиму Али. Один был учителем Бехзада, а двое других его последователями, поэтому весьма трудно отличить их руку от руки Бехзада. Так или иначе, но три этих манускрипта послужили источником вдохновения для могольских придворных художников. Иконографические схемы «Зафарнаме» использовались для создания могольских династических историй, таких как «Акбарнаме». В некоторых иных могольских рукописях содержатся композиции, прямо скопированные с миниатюр «Хамсе» Низами от 1495-96 гг.

Кроме перечисленных, существуют два манускрипта, датируемые началом XVI века, созданные для шаха Тахмаспа I, в которых исследователи угадывают руку Бехзада — «Шахнаме» Фирдоуси (частное собрание), и ещё один вариант «Хамсе» Низами из Британской библиотеки в Лондоне. Некоторые из их миниатюр имеют композиционные особенности, сходные с миниатюрами «Бустана» Саади, созданными Бехзадом. Однако вопрос об их авторстве остаётся открытым.

Хондемир и Кази Ахмед сообщают, что Бехзад выполнял работы не только в манускриптах, но и на отдельных листах. К таким, бесспорно принадлежащим его руке, относят два портрета, Шейбани Хана и Хусейна Байкара, а также изображённые в тондо «Молодой и пожилой мужчина» (ок 1528 г, Галерея Фрир, Вашингтон), и лист «Два дерущихся верблюда и их погонщики» (Тегеран, Библиотека дворца Гулистан). Кроме этого, существует множество отдельных рисунков, приписываемых Бехзаду, которые разбросаны по разным собраниям мира, однако их авторство вызывает сомнения.

Дискуссии об индивидуальном художественном стиле Бехзада основываются на миниатюрах из каирского «Бустана» Саади. Эти миниатюры считаются отправной точкой для понимания его творчества.

В батальном жанре Бехзад создал новые иконографические схемы, в которых, несмотря на ярость изображенных сражений, уравновешенность композиции и цветовая гамма достигают уровня иллюзии восточного орнамента, радующего и успокаивающего глаз, но не переходящего в пестроту. Его композиционным решениям присуща особая уравновешенность и гармония. До появления Бехзада практически невозможно найти художника, который с таким безупречным вкусом и чувством меры расставлял бы человеческие фигуры и другие композиционные элементы. Он великолепно владел линией, поэтому его фигурам свойственно ощущение движения. Кроме этого, при изображении людей Бехзад добивался портретного сходства, поэтому во многих миниатюрах исследователи обнаруживают повторяющиеся персоны, например, Султана Хусейна Байкара. Ему приписывают также то, что он первым стал передавать разный цвет кожи, как это есть у реальных людей. Особенно многими авторами отмечается тот факт, что в свои миниатюры Бехзад любил вставлять сценки из реальной жизни, не имеющие прямого отношения к сюжету, для того, чтобы оживить и разнообразить их. Отмечают также присущее Бехзаду чувство юмора, которое часто проявлялось в его миниатюрах. В качестве примера можно привести миниатюру «Гарун аль Рашид в бане», созданную на тему притчи о прославленном багдадском халифе Гаруне аль Рашиде и брадобрее; на миниатюре поверх снятой в бане одежды можно разглядеть царскую корону.

У Бехзада было много последователей и учеников. Среди самых талантливых следует упомянуть Касима Али, Мир Сеида Али, Ага Мирека и Музаффара Али. Искусство Бехзада имело долгое эхо, и оказало влияние на среднеазиатскую (Бухара, Самарканд), сефевидскую, и могольскую живопись.

Память о Бехзаде

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора