Биография
Происхождение, детство и юность
Даши-Доржо Итигэлов — Пандито Хамбо-лама XII (то есть глава буддистов Бурятии). Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандита Хамбо-ламы.
Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия).
Рано лишившись родителей, оказался в местности Ошор Булак, где около пяти лет пас овец у Ринчина и Надмит Батобазаровых.
С детства Даши-Доржо Итигэлов отличался целеустремленным и независимым характером.
В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана (Хоринский район Бурятии), что в трёхстах километрах от его родных мест.
Итигэлов учился в этом дацане 23 года.
Начало образования
В те времена (со второй половины 1880-х гг.) население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Даши-Доржо Итигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай попросил жителей Ойбонта вносить за Итигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Люди вносили эту плату более полутора десятков лет, и Итигэлов смог продолжать свое образование.
Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился учёностью. В последующие годы Даши-Доржо Итигэлов совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.
В 1898 году Даши-Доржо вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра) хуваракам, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Согшон-дугана.
Русско-японская война и Первая мировая война
В 1904 году Даши-Доржо Итигэлов был назначен ширетуем (настоятелем) Янгажинского дацана. Находясь на этой должности, он стал инициатором постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Даши-Доржо Итигэлов пожертвовал на строительство все свое состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения.
Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.
Весной 1911 года в Резиденции Хамбо-ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов он был избран XII Пандита Хамбо-ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.
После начала Первой мировой войны по инициативе Д.-Д. Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Пандита Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Ч. Иролтуевым. В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии — Орденом Драгоценного жезла, а в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени.
Он был избран Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане, резиденции Хамбо-ламы. Вскоре после указанного съезда, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандита Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.
Октябрьская революция
В 1911 году Даши-Доржо Итигэлова избрали Пандита Хамбо-ламой XII, и до 1917 года он был главой буддистов в России. Затем он сложил с себя полномочия.