Поделиться:

О знаменитости

Архиепископ Иоанн: биография


Архиепископ Иоанн биография, фото, истории - предстоятель Древлеправославной Церкви Христовой старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию
01 июня 1837 - 24 апреля 1915

предстоятель Древлеправославной Церкви Христовой старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию

Биография

Родился 1 июня 1837 года в хуторе Попкове станицы Островской Области Войска Донского (ныне Даниловский район Волгоградской области) в семье казаков. Приходился двоюродным братом архиепископу Московскому и всея Руси Мелетию (Картушину).

Дом его семьи был местом молитвенных собраний старообрядцев хутора Попков. В 1868 году во дворе дома Картушиных была выстроена моленная. Обязанности уставщика и головщика в ней исправлял Иустин Авксентьевич, который к этому времени стал и весьма известным начетчиком.

В 1872 году овдовел, оставшись с двумя малолетними детьми. До 1882 года жил с отцом и братом, помогая им в ведении хозяйства.

Ещё в 1875 году архиепископ Московский Антоний (Шутов) призывал его принять епископский сан. 21 июля 1890 года он принял иночество и поступил в Пятипский монастырь. В апреле 1895 года старообрядцы хут. Гурова Донской обл. пригласили инока Иоанна для собеседования с его родным братом — единоверческим миссионером Калиной Картушиным. Состоялись две беседы, по результатам которых инок Иоанн написал книгу «Разбор ответов миссионера Калины Картушина».

Предстоятель РПСЦ

В августе 1898 года Освященный собор избрал его сначала епископом на Донскую епархию (хиротонисан 9 августа 1898 года в Нижнем Новгороде епископом Уральским Арсением и др.), а в октябре того же года Освященным собором он был избран на московский престол. Возведен во архиепископа Московского и всея Руси Освященным собором во главе с епископом Уральским Арсением 16 октября (по др. данным, 16 августа) 1898 года. Возведение состоялось в Москве, в домовом храме Михайлова.

Через два года в 1900 году правительство потребовало от него дать подписку в том, что он не будет впредь именоваться «архиепископом Московским и Всея России». Зная церковные каноны и имея пример архиепископа Савватия (Левшина), он рассудительно написал, что он не именуется «Московским и всея России», а только старообрядческим архиепископом. Неудовлетворенное этим правительство выслало архиепископа Иоанна под надзор полиции в Тулу.

В 1903 году ему было предложено избрать место жительства по своему усмотрению, исключая Москву с губернией. В сентябре 1905 года ему последовало разрешение проживать где угодно, не исключая столиц, и владыка Иоанн поселился в Москве, сначала в доме, принадлежащем старообрядческой общине в Николо-Ямском тупике, а затем на Рогожском кладбище, в специально отстроенном для него верхнем помещении при лечебнице имени Сергея Ивановича Морозова (ныне здание стоматологической поликлиники). Но совершать открытые богослужения старообрядцам еще не было позволено. Лишь 22 октября 1905 года, полгода спустя после распечатания алтарей на Рогожском кладбище, было разрешено архиерейское служение в Покровском кафедральном храме, которое и совершил архиепископ Иоанн в сослужении множества священников. Освященный собор, состоявшийся в апреле 1906 года, принял решение об учреждении в Москве митрополии, а на сентябрьском соборе того же года было постановлено «возвести господина Иоанна, московского архиепископа, в сан митрополита Российской старообрядческой области». Но решение это не удалось провести в жизнь из-за противодействия правительства. Известно также, что и сам владыка настойчиво отказывался от возведения его в этот сан.

В 1906—1907 годах, после смерти епископа Измаильского Анастасия, архиепископ Иоанн (Картушин) временно управлял его епархией.

С началом мировой войны архиепископ Иоанн освободил свои покои для нужд лазарета, а сам переехал неподалеку, в дом Соловьевых на Рогожском же кладбище, где и скончался 24 апреля 1915 года. Погребен на Рогожском кладбище.

Полемическая деятельность

Много беседовал с миссионерами господствующей церкви, а также с беспоповцами и беглопоповцами.

Во время поездок на Дон известного единоверческого игумена Павла Прусского Иустин Авксентьевич в собеседовании с ним весьма достойно противостоял ему и сумел одержать верх в прениях.

В 1885 году Иустин Авксентьевич вёл беседы с баптистами, появившимися тогда в Области Войска Донского, во главе которых стоял бывший старообрядческий священник с. Казинки Ростовской губернии В. И. Гамаюнов. Итогом собеседований стало возвращение отступников в лоно Церкви. В том же году Картушин получил приглашение епископа Кавказского Силуяна занять должность секретаря епископии.

В 1906 году новообрядческий архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий)) писал к архиепископу Иоанну с целью склонить его к объединению старообрядцев с господствующей церковью, на что владыка дал ответ, ясно выразив, на каких условиях возможно такое объединение:

«…единение весьма желательно… Предприятие Ваше к восстановлению единства русского христианства может осуществиться только посредсвом полного возвращения вашего к дониконовскому православию, при отмене всех новшеств и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за двухвековой период обогатилась господствующая в России церковь».

Владыка Иоанн много потрудился в деле умирения раздора неокружников. В 1912 году он неоднократно предлагал встретиться для беседы с неокружническим епископом Иоасафам, причём на самых невыгодных и непочетных для себя условиях, однако встреча не состоялась.

Итоги деятельности

Владыка Иоанн освятил более 100 новых храмов, рукоположил 15 епископов, 92 священника и восемь диаконов. При нём были открыты новые епархии: Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Рязанская и Иркутская. Состоял почётным членом попечительского совета Старообрядческого богословского института.

Близ хутора Калач Области Войска Донского с благословения Освященного собора 1906 года архиепископом Иоанном был основан мужской монастырь, в котором перед революцией 1917 года подвизалось более 40 иноков.

Прижизненный портрет архиепископа Иоанна (холст, масло) находится в помещении Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Труды

  • Иоанн (Картушин), архиепископ. Разбор ответов миссионера Калины Картушина. Москва, 1908.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Августин Блаженный Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора