Василий Степанович Завойко: биография
26 января (7 февраля) 1844 г. В.Завойко «за успехи на пользу Отечества» присвоили чин капитан-лейтенанта.
Во время изысканий места для нового порта русские впервые посетили устья реки Амура. Указание Завойко на значение этой реки привело к экспедиции в 1846 году для исследования её устьев, имевшее своим дальнейшим последствием присоединение к империи Приамурского края.
В том же, 1846 г., В. С. Завойко известил Петербург о полной готовности нового, аянского, порта. Отсюда вьючный путь от Аяна до реки Маи (системы реки Лены) не превышал 220 вёрст. За это был награждён орденом Св. Анны 2-й степени, а 23 октября (4 ноября) этого же года Василия Степановича произвели в капитаны 2 ранга и назначили начальником новопостроенного военного и торгового порта.
3 (15) апреля 1849 г. В.Завойко был произведён в капитаны 1 ранга.
Военный губернатор
10 (22) ноября 1849 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев подготовил представление на Завойко, а 15 (27) февраля 1850 г. последний был назначен исправляющим должность камчатского военного губернатора и командиром Петропавловского порта на Камчатке. 22 февраля 1850 г. последовал указ о соединении в один общий состав под названием 46-го флотского экипажа Охотской мастеровой роты и Петропавловской роты. Охотское штурманское училище также перевели в Петропавловск, отныне оно стало именоваться «Петропавловским морским училищем» и пользовалось неизменной поддержкой со стороны В. С. Завойко. Из местных средств В. Завойко организовал постройку шхуны «Анадырь», ботов «Алеут» и «Камчадал», 12-весельного катера.
5 (17) августа 1850 года сорокалетний Василий Степанович Завойко вступил в должность первого губернатора Камчатки. Город при нём вырос: если в Петропавловском порту в 1848 году было всего 370 жителей, то в 1854 году — уже 1594, проживавших в 116 деревянных домах. За 1851—1854 годы в Петропавловском порту было возведено несколько десятков зданий различного назначения: склады, торговые лавки, казарма для низших чинов, флигеля для офицерского состава, канцелярия, казначейство, частные дома и другие постройки. Весь город был выстроен исключительно из дерева. Частные дома были крыты травой, а казённые — железом. Были реконструированы портовые сооружения.
23 июня (5 июля) 1853 г. он получил чин генерал-майора и утверждён в занимаемой должности губернатора Камчатской области. В должности губернатора он был представлен к новым наградам — ордену Св. Георгия 4-го класса и Св. Анны 2-й степени «с императорской короной», как признание его трудов в освоении столь удаленного края. Именно во время губернаторства В. С. Завойко проявил свои лучшие качества как бесстрашный воин, как мудрый стратег и организатор:
Организатор обороны
В 1853 г. началась знаменитая Крымская война. России пришлось вести трудную битву против объединенных сил Англии, Франции, Турции и Сардинии. Основным театром военных действий стало Черное море, но ожесточенные бои велись и на Балтике, и на Белом море, и даже на Тихом океане. Во время Восточной войны Завойко отразил нападение англо-французской эскадры, осаждавшей порт с 17 (29) августа по 24 августа (5 сентября) 1854 года (Петропавловская оборона 1854). Соединенной англо-французской эскадре и ее десанту (7 кораблей, 212 орудий и 2,6 тыс. штыков), имевшим цель захватить полуостров, противостояли всего 920 русских моряков, солдат и казаков с 40 малокалиберными пушками старого образца, парусный фрегат «Аврора» и транспорт «Двина». Во время боя русскими было взято английское знамя.
15 (27) ноября 1854 г. за этот подвиг В. С. Завойко был переаттестован в контр-адмиралы и удостоен орденов Св. Георгия 3-й степени и Св. Станислава 1-й степени.
В начале 1855 года решено было перенести военный порт из Петропавловска в устье Амура. Перевод порта начался в самый разгар войны. Суда выходили, прорубая лёд и готовясь в то же время к бою с неприятелем. Завойко с эскадрой, состоявшей из 1 фрегата, 1 корвета, 3 транспортов и 1 бота, с погруженным на них имуществом гарнизона и жителями Петропавловского порта, вышел в море для следования к устью Амура. 8 мая российские корабли, встретив в заливе Де-Кастри англо-французскую эскадру, в составе трёх военных судов, вступили с ней в «огневое соприкосновение». Эскадра противника остановилась у входа в бухту, ожидая подкрепления; но в ночь с 9 на 10 мая русская эскадра под прикрытием тумана успела незаметно войти через Татарский пролив в устье реки Амура мимо сторожившего её неприятеля.
Комментарии
Комментарии
русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России
датский адмирал
немецкий военно-морской деятель, адмирал
американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота
начальник политической разведки службы безопасности
французский дворянин, маршал и вице-адмирал
чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А