Поделиться:

О знаменитости

Василий Степанович Завойко: биография


26 января (7 февраля) 1844 г. В.Завойко «за успехи на пользу Отечества» присвоили чин капитан-лейтенанта.

Во время изысканий места для нового порта русские впервые посетили устья реки Амура. Указание Завойко на значение этой реки привело к экспедиции в 1846 году для исследования её устьев, имевшее своим дальнейшим последствием присоединение к империи Приамурского края.

В том же, 1846 г., В. С. Завойко известил Петербург о полной готовности нового, аянского, порта. Отсюда вьючный путь от Аяна до реки Маи (системы реки Лены) не превышал 220 вёрст. За это был награждён орденом Св. Анны 2-й степени, а 23 октября (4 ноября) этого же года Василия Степановича произвели в капитаны 2 ранга и назначили начальником новопостроенного военного и торгового порта.

3 (15) апреля 1849 г. В.Завойко был произведён в капитаны 1 ранга.

Военный губернатор

10 (22) ноября 1849 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев подготовил представление на Завойко, а 15 (27) февраля 1850 г. последний был назначен исправляющим должность камчатского военного губернатора и командиром Петропавловского порта на Камчатке. 22 февраля 1850 г. последовал указ о соединении в один общий состав под названием 46-го флотского экипажа Охотской мастеровой роты и Петропавловской роты. Охотское штурманское училище также перевели в Петропавловск, отныне оно стало именоваться «Петропавловским морским училищем» и пользовалось неизменной поддержкой со стороны В. С. Завойко. Из местных средств В. Завойко организовал постройку шхуны «Анадырь», ботов «Алеут» и «Камчадал», 12-весельного катера.

5 (17) августа 1850 года сорокалетний Василий Степанович Завойко вступил в должность первого губернатора Камчатки. Город при нём вырос: если в Петропавловском порту в 1848 году было всего 370 жителей, то в 1854 году — уже 1594, проживавших в 116 деревянных домах. За 1851—1854 годы в Петропавловском порту было возведено несколько десятков зданий различного назначения: склады, торговые лавки, казарма для низших чинов, флигеля для офицерского состава, канцелярия, казначейство, частные дома и другие постройки. Весь город был выстроен исключительно из дерева. Частные дома были крыты травой, а казённые — железом. Были реконструированы портовые сооружения.

23 июня (5 июля) 1853 г. он получил чин генерал-майора и утверждён в занимаемой должности губернатора Камчатской области. В должности губернатора он был представлен к новым наградам — ордену Св. Георгия 4-го класса и Св. Анны 2-й степени «с императорской короной», как признание его трудов в освоении столь удаленного края. Именно во время губернаторства В. С. Завойко проявил свои лучшие качества как бесстрашный воин, как мудрый стратег и организатор:

Организатор обороны

В 1853 г. началась знаменитая Крымская война. России пришлось вести трудную битву против объединенных сил Англии, Франции, Турции и Сардинии. Основным театром военных действий стало Черное море, но ожесточенные бои велись и на Балтике, и на Белом море, и даже на Тихом океане. Во время Восточной войны Завойко отразил нападение англо-французской эскадры, осаждавшей порт с 17 (29) августа по 24 августа (5 сентября) 1854 года (Петропавловская оборона 1854). Соединенной англо-французской эскадре и ее десанту (7 кораблей, 212 орудий и 2,6 тыс. штыков), имевшим цель захватить полуостров, противостояли всего 920 русских моряков, солдат и казаков с 40 малокалиберными пушками старого образца, парусный фрегат «Аврора» и транспорт «Двина». Во время боя русскими было взято английское знамя.

15 (27) ноября 1854 г. за этот подвиг В. С. Завойко был переаттестован в контр-адмиралы и удостоен орденов Св. Георгия 3-й степени и Св. Станислава 1-й степени.

В начале 1855 года решено было перенести военный порт из Петропавловска в устье Амура. Перевод порта начался в самый разгар войны. Суда выходили, прорубая лёд и готовясь в то же время к бою с неприятелем. Завойко с эскадрой, состоявшей из 1 фрегата, 1 корвета, 3 транспортов и 1 бота, с погруженным на них имуществом гарнизона и жителями Петропавловского порта, вышел в море для следования к устью Амура. 8 мая российские корабли, встретив в заливе Де-Кастри англо-французскую эскадру, в составе трёх военных судов, вступили с ней в «огневое соприкосновение». Эскадра противника остановилась у входа в бухту, ожидая подкрепления; но в ночь с 9 на 10 мая русская эскадра под прикрытием тумана успела незаметно войти через Татарский пролив в устье реки Амура мимо сторожившего её неприятеля.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Колчак Александр Васильевич Колчак Александр Васильевич

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль Нильс Юэль

датский адмирал

Хуберт Шмундт Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора