О знаменитости
Ендогуров, Иван Иванович: биография
В 1899, на следующий год после смерти молодого живописца, вдова контр-адмирала И. А. Ендогурова М. Ф. Андреева и мать художника, на свои средства учредила при Императорской Академии художеств премию по разделу пейзажной живописи имени своих беззвременно ушедших сыновей, братьев И. И. и С .И. Ендогуровых, — «За картину достойнейшему из пейзажистов». Премия вручалась за лучшее произведение пейзажной живописи, выполненное оканчивавшими курс Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии, и считалась одной из самых престижных и материально значимых того времени (премия существовала до 1917).
Значение творчества
Талант живописца был признан уже в самом начале художественной деятельности Ивана Ендогурова. Так, один из критиков после смерти художника писал: «Его живопись, мягкая и гармоничная, отличалась необыкновенно интимным характером». Судьба и драматические повороты истории разбросали по всему свету произведения этого талантливого автора тонких и пленяющих пейзажей, запоминающихся своей выразительностью и разнообразием мотивом образов природы. Живописец любил раннюю весну и раннюю осень, обыденную природу севера с её прохладным летом и праздничную южную природу, залитую ярким солнцем. У Ендогурова, как и у большинства ведущих русских пейзажистов 1880-х годов, проявляется большой интерес к передаче изменчивых состояний окружающей природы, его картины отличает глубина проникновения в её мир, они наполнены и одухотворены восхищённой нежностью и бережной любовью художника к ней.
Талант Ендогурова отмечал такой страстный хранитель и пропагандист идей передвижников, как В. В. Стасов (1824—1906), который в своём печатном обзоре российской живописи второй половины XIX века писал: «Хорошими пейзажистами этого периода были также Власов, Беггров, барон М. К. Клодт, Ендогуров, Светославский, Поленов...» В парижском издании 1910 года альбома избранных картин Музея Александра III, куда вошли работы лучших 50 художников и где была представлена картина «Начало весны», составитель назвал Ендогурова «лучшим из лучших»: «Ширь, воздушность и настроение - всегда хорошо передавались им, и это прекрасно видно на прилагаемой картине».
Семья
- Отец — Ендогуров Иван Андреевич (1812—1871), контр-адмирал Российского Императорского флота
- Мать — Андреева (в девичестве Юрьева) Мария Фёдоровна
- Сын — Ендогуров Иван Иванович (1861—1898)
- Сын — Ендогуров Сергей Иванович (1864—1894)
- Дочь — Ендогурова Мария Ивановна
Комментарии
Известные работы
-
Зимний пейзаж. 1890-е.
Частная коллекция -
Ранняя весна. 1885. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, Россия
-
Начало весны. 1890-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Дождь. (?).
Севастопольский художественный музей им. П. М. Крошицкого, Украина -
Белый мох. На Севере, 1890-е.
Ярославский художественный музей, Россия -
Лунная ночь в Аяччо, 1890-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
-
Море. 1890-е.
Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Россия -
Георгиевский монастырь в Крыму (Мыс Фиолент). (?). Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Россия
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник