О знаменитости
Джунта Пизано: биография
Кресты Джунта.
Сложилось так, что все дошедшие до наших дней произведения Джунта Пизано, на которых есть его подпись, это исключительно расписные кресты. Кроме трёх подписанных художником произведений с высокой степенью достоверности его руке приписывают ещё два неподписанных креста. Самый ранний из всех датируется приблизительно 1236-40 годами. Однако известно, что ещё до этого художник расписал крест по заказу главы францисканского ордена Ильи Кортонского (ок.1180 – 1253); следы этого креста затерялись в XVII веке, он известен только из исторических источников. Илья был ответственным за возведение ныне знаменитой Базилики св. Франциска в Ассизи, и привлёк к работе Джунта, как ведущего художника того времени. Сегодня трудно сказать, в какой мере вкус заказчика, Ильи Кортонского, сказался на художественной эволюции Джунта Пизано. Несомненно то, что обновление и гуманизация христианства в качестве главных идей св. Франциска, требовали своей визуализации, и Илья Кортонский, разрабатывая программу украшения Базилики св. Франциска, стремился к созданию новых решений традиционных сюжетов. То есть роль францисканцев и самого Ильи Кортонского в формировании творчества Джунта, вероятно, была очень большой. Расписной крест, созданный по его заказу Джунта Пизано, имел несколько необычных для того времени особенностей, в частности, Христос был весьма драматично изображён в позе Christus Patiens («Христос страдающий», некоторые исследователи считают, что Джунта первым после Византийского мастера распятия стал изображать Иисуса в этом виде), а у ног Христа была написана коленопреклонённая фигурка самого Ильи Кортонского, со словами «Jesu Christi pie Miserere precantis Helie» («Иисус Христос, благослови молящего Илию»). Крест ранее размещался в леттнере Нижней церкви в Ассизи в качестве особо ценной реликвии храма. Этот крест, завершенный в 1236 году, имел дату и подпись художника, но от него сохранился только рисунок с изображением Ильи Кортонского, сделанный в XVII веке.
Крест из церкви Санта Мария дельи Аджели, Ассизи.
Вероятно, этот крест был создан художником во время работ в Ассизи в 1230х годах вскоре после креста с портретом Ильи Кортонского, и по его виду в известной мере можно судить о предыдущем произведении Джунта. Крест имеет размеры 174 х 131 см. Под ногами Христа сохранилась полустёртая подпись художника «(JUN)TA PISANUS (CAP)ITINI ME F(ECIT) » (Джунта Пизано Капитино изобразил меня). На диске, в верхней части креста изображён Христос Благословляющий, под ним надпись «H I S NAZARENUS REX IUDEORUM» («Иисус Назарянин царь иудейский»). На окончании правого луча креста – поясное изображение Иоанна Крестителя, скорбящего о гибели Иисуса, на окончании левого луча – поясное изображение скорбящей Богоматери.
Христос изображён в позе Christus Patiens (Христос Страдающий), сам крест проработан ультрамарином; на нешироком табеллоне нарисован скромный геометрический орнамент. Считается, что именно Джунта Пизано ввел моду украшать табеллоне геометрическим орнаментом взамен прежней манеры изображать там сцены страстей Христовых или предстоящих Марию и Иоанна Крестителя. Такой приём помогал ярче оттенить и выделить фигуру страдающего Христа. В отличие от прежних изображений распятого Христа, произведения Джунта отличает особая графическая выразительность контуров тела Иисуса, усиливающая драматический эффект. В этом произведении контурам торса Христа придано некоторое изящество, если не хрупкость. Крест хранится в церкви Санта Мария дельи Анджели в Ассизи.
Крест из церкви Сан Раньерино, Пиза.
На кресте изображен Христос в позе Christus Patiens (Христос страдающий). На диске в верхней части - Христос Благословляющий, под ним надпись «I N R I» (Iesus Nazarenus Rex Iudeorum) - «Иисус Назарянин царь иудейский». На правом и левом лучах креста поясные изображения скорбящих Иоанна Крестителя и Богоматери, с надписями их имён. Под ногами Христа сохранилась подпись художника «IUNCTA PISANUS ME FECIT» («Джунта Пизано меня изобразил»). На кресте нет даты. Большинство специалистов относит это произведение к десятилетию между 1240м и 1250м годами, однако эксперты из музея Сан Маттео считают, что работа может быть датирована 1254 годом, поскольку есть твёрдые архивные данные, что в 1254 году художник находился в Пизе. Размеры этого произведения 184х134см.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник