Биография
Семья
Родился в аристократической семье, пуштун из племени мохаммадзай. Отец — сардар Мухаммед Азиз Хан, сводный брат короля Афганистана в 1929—1933 Надир Шаха.
Младший брат — сардар Мухаммед Наим (1912—1978), второй заместитель премьер-министра (Мухаммеда Дауда) и министр иностранных дел (1953—1963), специальный представитель Мухаммеда Дауда (1973—1978).
Двоюродный брат — король в 1933—1973 Захир-Шах; Мухаммед Дауд был женат на его сестре.
Образование
Начальное образование получил в кабульском лицее «Хабибия» с преподаванием на английском языке. С 1921 (или 1922) жил и учился во Франции. Вернулся в Афганистан в 1930, окончил Кабульскую военную академию.
Генерал
С ноября 1932 — генерал-майор, командующий гарнизоном Южной провинции (Пактии), с 1933 — также губернатор этой провинции. С июля 1935 — дивизионный генерал второй степени (генерал-лейтенант), заместитель губернатора провинции Кандагар, командующий войсками в провинциях Кандагар и Фарах. Активно участвовал в реорганизации управления, в частности, настоял на использовании в Кандагаре языка пушту как единственного государственного. С 1938 — генерал-губернатор Южной провинции и командующий войсками в этом регионе, где также занимался реформированием государственного аппарата. С 1939 — командующий войсками Центрального корпуса, дислоцированного в Кабуле, и начальник Военной академии.
В начальный период Второй мировой войны придерживался ярко выраженной прогерманской ориентации. Считал, что нацистская Германия может помочь Афганистану решить проблему воссоединения пуштунских племён, проживавших по обе стороны «линии Дюранда», разделявшей территории Афганистана и Британской Индии (ныне это международно признанная афганско-пакистанская граница, которая, однако, де-юре не признана правительством Афганистана).
Министр и оппозиционер
В 1946 Мухаммед Дауд занял пост министра внутренних дел в правительстве своего двоюродного дяди Шах Махмуда. Но уже в следующем году из-за разногласий с премьер-министром он был выведен из правительства и назначен посланником Афганистана во Франции и по совместительству в Швейцарии и Бельгии. В 1948—1951 был министром национальной обороны. В 1951 из-за продолжающихся разногласий с Шах Махмудом вышел в отставку. Ещё находясь на государственной службе, создал Национальный пуштунский клуб, ставший центром политической оппозиции. В число его сторонников входили представители элитарной интеллигенции, чиновничества, дворцовой аристократии и недовольного офицерства, как сторонники пуштунского национализма, так и приверженцы левых политических идей.
М. Дауд в должности премьер-министра
В сентябре 1953 король Захир-Шах отправил в отставку не справлявшееся с политической нестабильностью и экономическими проблемами правительство Шах Махмуда и назначил новым премьер-министром Мухаммеда Дауда, который одновременно стал министром национальной обороны.
Став премьером, Мухаммед Дауд провозгласил так называемую «политику руководимой (направляемой) экономики», предусматривавшей модернизацию страны посредством активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Ярко выраженная дирижистская экономическая политика сочеталась с широким использованием иностранной помощи и предоставлением национальному капиталу, в том числе мелким и средним предпринимателям, благоприятных возможностей для участия в развитии экономики. В правительстве было создано министерство планирования, были разработаны два пятилетних плана экономического развития. В этот период были заложены основы афганской национальной промышленности: построены асфальтобетонный завод и хлебокомбинат в Кабуле, сахарный завод в Джелалабаде, два цементных завода и др. В 1960 был введён в эксплуатацию крупнейший в стране Гульбахарский текстильный комбинат. Также были построены ГЭС в Сароби и международные аэропорты в Кабуле и Кандагаре. После модернизации более чем в два раза выросла добыча угля на шахтах в Каркаре и Ишпуште.
Происходили перемены и в общественной жизни. Увеличилось число учебных заведений, было отменено обязательное ношение женщинами чадры, что вызвало недовольство консервативных представителей духовенства. Ответом властей стали репрессии — некоторые священнослужители были казнены или заключены в тюрьму, был распущен влиятельный Совет улемов.