Гопала Бхатта Госвами родился в 1503 году в Шрирангаме в семье вайшнавского брахмана Вьенкаты Бхатты, который принадлежал к шри-сампрадае. В 1510 году Гопала Бхатта впервые встретился с Чайтаньей Махапрабху, который, совершая паломничество по Южной Индии, несколько месяцев прожил в доме его родителей. Позже Гопала Бхатта получил духовное посвящение от своего дяди Прабодхананды Сарасвати. После смерти своих родителей Гопала Бхатта ушёл во Вриндавану и присоединился там к Рупе и Санатане Госвами. По их указанию он установил одно из семи главных божеств Вриндаваны — Радхарамана. Шриниваса Ачарья и Гопинатха Пуджари были двумя из его учеников.
Жизнеописание
Рождение и семья
Гопала Бхатта родился в Южной Индии, в семье потомственных брахманов. Его отец, Вьенкатта Бхатта был священником храма Нараяны в городе Шрирангам, расположенном на одноимённом острове на священной реке Кавери. Храм, самый большой в Индии, является знаменитым местом паломничества в Тамил-Наду. Для жителей этих мест имя Вьенкатта не характерно. Из чего был сделан вывод о том, что отец Гопалы Бхатты происходил не из этой местности. Как Вьенкатта Бхатта, так и его братья, — Прабодхананда Сарасвати и Тирумалла Бхатта, — славились своей учёностью и благочестием.
Первая встреча с Чайтаньей
До сих пор миллионы паломников каждый год посещают Шрирангам с целью получить даршан главного божества Шрирангама — Шри Ранганатха Свами. Считается, что в этом храме, окружённом семью стенами, всё, даже пол, является Шалаграма-шилой. Чайтанья Махапрабху посетил Шрирангам в 1510 году во время своего паломничества по Южной Индии. Описывается, что войдя внутрь храма, Чайтанья в упоении начал воспевать мантру «Харе Кришна», упал на колени и подполз к мурти Ранганатха, после чего, обессиленный от божественной любви, потерял сознание.
Желая получить милость Чайтаньи Вьенкатта Бхатта почтительно пригласил его остаться у него на четыре месяца сезона дождей. Видя искреннюю привязанность всей семьи к Вишну и к себе, Чайтанья, довольный ими, дал своё согласие. Приняв у себя Чайтанью, Вьенкатта Бхатта омыл его стопы, после чего вся его семья приняла эту святую воду. Так, в 1511 году Чайтанья провёл четыре месяца у отца Гопала Бхатты, часто ведя с ним и его братьями глубокие философские беседы.
В то время Прабодхананда Сарасвати был санньясином шри-сампрадаи. Его братья также принадлежали к шри-сампрадае, последователи которой поклоняются Богу в настроении айшварьи (страха и почтения). В философских беседах с ними, Чайтанья сравнивал настроение айшварьи в служении Лакшми-Нараяне с любовью, которую испытывают гопи к Кришне во Вриндаване, — поклонение Лакшми-Нараяне и поклонение Радха-Кришне. Однажды Чайтанья сказал Вьенкатте Бхатте: «Лакшми, почитаемая тобой богиня процветания, вечно пребывает на груди Нараяны, но я поклоняюсь Кришне — мальчику, который пасёт коров. Лакшми совершала столько аскез, но несмотря на это, она не смогла получить общения с Кришной! Как ты это объяснишь?» Вьенкатта Бхатта ответил на это следующее: «Нараяна и Кришна — это одна и та же личность. И нет ничего удивительного в том, что Лакшми стремится к общению с Кришной. Но Кришна превосходит Нараяну, так как с ним возможны особые, наиболее возвышенные, супружеские взаимоотношения — мадхурья-раса». Чайтанья объяснил ему, что Лакшми, богиня процветания, желает оставаться на Вайкунтхе, и в то же время хочет принять участие в лилах Кришны, где сладость и красота превосходят силу и богатство. Но такое возможно только для тех, кто следует примеру гопи и всех остальных обитателей Вриндавана, для тех, чья любовь к Кришне спонтанна и лишена малейшего оттенка корыстных интересов. Подкрепляя свои слова цитатами из различных священных писаний, Чайтанья доказал превосходство формы Кришны во Вриндаване (мадхурья-рупы) над его формой Нараяны (айшварья-рупой). С того дня Вьенкатта Бхатта стал гаудия-вайшнавом — последователем Чайтаньи, хотя до встречи с Чайтаньей он был твёрдо убеждён в том, что поклонение Нараяне является высшей формой поклонения Богу.