Поделиться:

О знаменитости

Адам Глушковский: биография


Среди учеников Глушковского в театральном училище были Д. С. Лопухина (Ришар), Новицкая, Кроткова 3-я, Лобанова. Одна из учениц выпуска 1812 года стала его женой: балерина Большого театра Т. И. Глушковская (Иванова), для чего ему пришлось в 1816 году перейти из католичества (он был поляком) в православие, а восприемницей его стала жена князя П. А. Вяземского княгиня Вера Фёдоровна Вяземская. Однако некоторые источники называют её не Татьяной, а Александрой (в это же время в Петербурге была певица Иванова, Александра Ивановна) и одной из первых московских красавиц, в которую был влюблён легендарный Денис Давыдов, посвятивший ей немало своих стихов.

Умер Адам Глушковский около 1870 года.

Исполненные партии

  • «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» К. А. Кавоса — Зефир
  • 28 ноября 1819 — «Медея и Язон» Ж.-Ж. Родольфа — Язон (его же постановка по хореографии Пика)
  • «Рауль де Креки, или Возвращение из Крестовых походов» К. А. Кавоса — Рауль
  • 1812, февраль — «Алжирцы, или побежденные морские разбойники», Арбатский театр
  • 7 мая 1812 — «Деревенская героиня», в общий бенефис Махаевой и его самого

Поставленные балеты

Всего им создано более 30 балетов,большинство из которых перенесены на московскую сцену по чужой хореографии. «Ежегодник императорских театров» 1904—1905 гг. даже назвал его «копиистмейстером», все работы которого — как «удачные копии с картин знаменитых художников». Более всего он переносил в Москву балеты своего учителя Дидло, однако несколько балетов были в его собственной постановке: это «Разбойники Средиземного моря» (M. 1821 г.), «Руслан и Людмила» (M. 1821 г.) и извлеченная из него «Героико-трагическая пантомима» (М. 1831 г.), «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана» (M. 1821 г.), «Три пояса» (M. 1826 г.) и «Черная шаль» (М. 1831 г.). Кроме того, им создано множество дивертисментов. В течение своей 30-летней службы он работал в театрах: Арбатском (1812), Апраксина на Знаменке (1814—1818), Пашкова на Моховой (1818—1824), Малом (с 1824 г.) и Большом (с 1825 г.). Среди постановок:

  • 24 мая 1812 г. — «Дафнис и Хлоя», по хореографии Дидло, Арбатский театр
  • 9 сентября 1814 г. — «Остров любви, или Забавы сельских пастухов»
  • 9 октября 1814 — «Деревенские забавы», дивертисмент
  • 29 октября 1814 — «Развратный, или Вертеп разбойников», героический балет в 3 действиях
  • 20 ноября 1814 — «Севильский цирюльник» по хореографии Дюпора
  • 27 ноября 1814 — новый турецкий дивертисмент,
  • 7 января 1815 — «Венецианский карнавал», дивертисмент
  • 18 января 1815 — «Великодушие турецкого паши»
  • 5 мая 1815 — «Праздник на морской пристани, или Супружеское примирение», бал. в 1 д.
  • 26 июля 1815 — «Poзa и Колин», балет
  • 25 ноября 1815 — «Гулянье на Воробьевых горах», дивертисмент, музыка Давыдова
  • 22 декабря 1815 — «Филатка с Федорою у качелей под Новинским», дивертисмент, муз. Давыдова
  • 14 января 1816 — «Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников Богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора», сюжет из романа Дюкре-Дюмениля «Виктор, или Дитя в лесу»
  • 4 февраля 1816 — «Торжество россиян, или бивак под Красным», дивертисмент
  • 7 февраля 1816 — «Торжество победы», дивертисмент
  • 1 июня 1816 — «Сельский праздник», дивертисмент
  • 1 сентября 1816 — «Гулянье 1 мая в Сокольниках», дивертисмент, музыка Давыдова,
  • 3 октября 1816 — «Пример добродетели молодых господ», дивертисмент
  • 9 ноября 1816 — «Счастливая пристань, или Четыре части света», дивертисмент
  • 28 декабря 1816 — «Торжество Александра Македонского, или Побеждение Дария», трагипантомимический балет в 4 действиях
  • 28 декабря 1816 — «Игрища на святках», дивертисмент
  • 15 апреля 1817 г. — пейзанский дивертисмент
  • 13 июня 1817 — русский дивертисмент
  • 5 октября 1817 — «Казаки на Рейне», дивертисмент
  • 9 октября 1817 — «Зефир и Флора» на музыку Кавоса с включением музыки А. Венюа, по хореографии Ш.Дидло, Театр на Моховой (Москва)
  • 3 декабря 1817 — «Сильний и Аминта, или Побежденный Циклоп», балет в 3 действиях
  • 26 декабря 1817 — «Ярмарка на Урюпинской станице», дивертисмент
  • 17 июня 1818 — «Преступник от любви», пантомимный балет
  • 17 июня 1818 — «Маскарад, или Осмеянный старый волокита», дивертисмент
  • 22 ноября 1818 — «Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища», героический балет на музыку И. А. Ленгарда,
  • 13 декабря 1818 — «Невское гулянье», дивертисмент
  • 3 ноября 1819 — «Венгерская хижина» по хореографии Дидло
  • 28 ноября 1819 — «Медея и Язон» по хореографии Пика (сам исполнял роль Язона)
  • 22 января 1820 — «Казаки в походе, или Филатка и Федора с детьми», дивертисмент
  • 29 апреля 1820 — «Рауль синяя борода» по хореографии Вальберха,
  • 2 декабря 1820 — «Маскарад, или вечер в саду», дивертисмент
  • 11 января 1821 — «Разбойники Средиземного моря, или Благодетельный алжирец», балет в 3 д., музыка Шольца, собственная постановка,
  • 2 сентября 1821 — «Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана, или Привидение убитого им командора», пантомимический балет в 4 д., музыка Шольца, собственная постановка
  • 21 сентября 1821 — «Молодая молочница», по хореографии Дидло
  • 7 октября 1821 — «Приключение Генриха IV на охоте», по хореографии Дидло
  • 16 декабря 1821 — «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», балет в 5 д., музыка Шольца собственная постановка, Театр на Моховой (Москва)
  • 3 февраля 1822 г. — «Хитрость любви, или Завербованный простак», бал. в 2 д., муз. Шольца
  • 11 сентября 1822 — «Азима и Зюльма» по хореографии Бодри
  • 21 сентября 1822 — «Калиф Багдадский», по хореографии Дидло
  • 25 января 1823 г. — «Старинные игрища, или Святочный вечер», дивертисмент, муз. Шольца
  • 22 февраля 1823 — «Леон и Тамаида» по хореографии Дидло
  • 12 сентября 1823 — «Три талисмана, кошелек, рожок и пояс, или восточный чародей», балет в 3 д., музыка Шольца
  • 14 октября 1824 — «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» по хореографии Дюпора, к открытию Малого театра
  • 15 декабря 1824 — «Евфимий и Евхариса» по хореографии Дидло
  • 23 января 1825 — «Вечер артистов, или Кто во что горазд», дивертисмент
  • 23 октября (по другим источникам 16) 1825 — «Рауль де Креки», композиторы К. А. Кавос и Т. В.Жучковский, по хореографии Дидло, Большой театр
  • 20 октября 1826 — «Три пояса, или Русская Сандрилиона», национальный балет в 3 действиях, музыка Шольца, сюжет взят из сказки Жуковского,
  • 18 января 1827 — «Праздник гарема», дивертисмент в 3-й части трилогии «Керим-Гирей, крымский хан»
  • 27 января 1827 — «Урок Чародея» по хореографии Огюста и Дидло
  • 1827 — дивертисмент «Возвращение кн. Пожарского в свое поместье» по хореографии Огюста и Дидло
  • 4 октября 1827 — «Кавказский пленник», музыка К. А. Кавоса по сюжету А. С. Пушкина, по хореографии Дидло, Большой театр
  • 4 октября 1828 — «Альцеста» по хореографии Дидло, Большой театр
  • 17 октября 1829 — «Роланд и Моргана» по хореографии Дидло, Большой театр
  • 15 мая 1831 г. — героико-трагическая пантомима, в 1 акте, извлеченная из балета «Руслан и Людмила» (из постановки 1821 года),
  • 11 декабря 1831 — «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку по стихам А. С. Пушкина, пантомимный балет в 1 действии, собственная постановка, Большой театр
  • 20 октября 1833 г. — «Разрушение очарованного замка, или Побежденный волшебник», волшебно-героический балет в 2 действиях, сюжет взять из старинной немецкой баллады, музыка Н. П. Де Витте
  • 8 декабря 1833 — «Татьяна Прекрасная на Воробьевых горах»
  • 4 октября 1835 — «Карл и Лизбета» по хореографии Дидло, Большой театр

Литературная деятельность

Перу Адама Павловича принадлежат статьи и книги-рассуждения о балетном искусстве и многочисленные мемуары: он рассказал о своем педагоге Шарле-Луи Дидло, поведал о сожженной и отстраивающейся Москве после войны 1812 года, о знаменитых московских артистах:

  • Воспоминание о великом хореографе К. Л. Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве, «Пантеон и репертуар русской сцены», СПБ. 1851, т. 2, кн. 4: т. 4, кн. 8; т. 6, кн. 12;
  • О балетном искусстве в России" (ib., № 8),
  • Балет в России" (ib., № 12),
  • Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин» 1856, т. 1;
  • Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1940.
  • Воспоминание о пребывании в Москве в 1812 г. m-lle Жорж («Литературная Библиотека», 1867, № 3).
  • Мои воспоминания (не изданные, сохранившиеся в рукописях в бумагах князя П. А. Вяземского, какое-то время находились в имении гр. С. Д. Шереметева Михайловском среди бумаг Остафьевского архива)

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Дита фон Тиз Дита фон Тиз

американская танцовщица, модель и актриса

Братья Сафроновы Братья Сафроновы

российские иллюзионисты

Екатерина Варнава Екатерина Варнава

хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»

Ирина Александровна Антонова Ирина Александровна Антонова

директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед

Лиля Брик Лиля Брик

муза Владимира Маяковского

Анатолий Ярмоленко Анатолий Ярмоленко

создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры

Елена Яковлева Елена Яковлева

российская актриса театра и кино, Народная артистка России

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора