Поделиться:

О знаменитости

Герасим Вологодский: биография


Герасим Вологодский биография, фото, истории - монах Русской церкви, основатель вологодского мужского монастыря в честь Святой Троицы на Кайсаровом ручье, святой Русской православной Церкви в лике преподобных

монах Русской церкви, основатель вологодского мужского монастыря в честь Святой Троицы на Кайсаровом ручье, святой Русской православной Церкви в лике преподобных

Жизнеописание

Основной источник биографических сведений о преподобном Герасиме — «Повесть о чудесах Герасима Вологодского», написанная неким Фомой около 1666 года по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела. Согласно повести, он родился в Киеве, а затем был послушником в монастыре, который в житии именуется «Глушенским». Однако, по мнению исследователей, здесь в документе допущена ошибка, поскольку «такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии». Предположительно речь идёт о Гнилецкой Успенской пустыни или Глушицком монастыре близ Киево-Печерской Лавры. В 30 лет принял сан пресвитера. Сказание повествует о том, что святой пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на так называемой Ленивой площадке мужской монастырь в честь Святой Троицы, вокруг которого затем вырос город Вологда.

«Лета 6655 (1147) Августа в 19 день, на память
святого мученика Андрея Стратилата, прииде
Преподобный отец Герасим от богоспасаемого града
Киева, Глушенскаго монастыря постриженик, к
Вологде реке, ещё до зачала града Вологды, на
великий лес, на средний посад Воскресения
Христова Ленивыя площадки малаго Торжку,
и создал пречестень монастырь во славу
Пресвятыя Троицы, от реки Вологды расстоянием
на полпоприща»,

Премьера первой кантаты, посвящённой Вологде



Все видео

Датировка основания монастыря подвергается учёными сомнению. Так, историки А. Н. Башенькин и И. П. Кукушкин указывают на отсутствие практики монастырской жизни на северо-востоке Руси в XII веке:

О его деятельности после основания монастыря и до самой кончины ничего не известно. Умер преподобный Герасим в 1178 году. В грамоте патриарха Адриана 1691—1692 гг. о месте его упокоения говорится так:

Каноническая дата смерти Герасима — 4 марта. Однако историки подвергают её точность сомнению: «её день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днём памяти другого, более известного святого Герасима — Герасима Иорданского, скончавшегося 4 марта 475 года».

Списки жития святого Герасима очень редки. По предположению учёных, «существовало какое-то раннее житие, которое могло погибнуть при захвате и разорении Вологды польско-шведскими отрядами в Смутное время, в 1612 г., когда был разгромлен основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Сказании XVII в. о чудесах Герасима». Один из списков в настоящее время находится в Государственном историческом музее в Москве, другой — указан в сборнике из библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря № 37/36 . Научное исследование памятника не проводилось. Как указывается в «Православной энциклопедии», ещё один список находится в Ярославском музее-заповеднике. В последнем списке, в частности, говорится о том, что его автору, монаху Ионе Керженскому была доступна «особенная книжица древняго письма», в которой чудеса святого излагались в 37 статьях.

Почитание и канонизация

После разорения поляками Троицкой обители в 1612 году место погребения её основателя было утрачено и открыто вновь только спустя несколько десятилетий. С последним событием связывают многочисленные чудеса. Согласно записям священника Троицкой церкви о. Григория Попова, в 1649—1666 годах их было 37. Одно из чудес 6 июля 1649 года было свидетельствовано архиепископом Маркелом. В 1690 году братия вологодского Духосошественского монастыря обращалась с челобитной к патриарху Адриану с просьбой разрешить прославление Герасима как святого. Однако в 1699 году после дознания архиепископа Гавриила в этой просьбе им было отказано. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений:

Однако, несмотря на запрет архиепископа, почитание Герасима местными жителями продолжалось. В 1717 году деревянная Троицкая церковь, в которой хранились его мощи, была заменена каменной. Мощи перенесли в раку. В 1811 году преподобный Герасим уже упомянут в официальном списке вологодских святых, составленном епископом Евгением (Болховитиновым), а в 1841 году местная канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых. В 1894 году Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом.

Каменная Церковь Троицы Живоначальной у Кайсарова ручья, более известная как «Троице-Герасимовская», просуществовала менее полутора столетий. Её архитектурный стиль характеризовали как «провинциальное барокко». В 1930 году церковь была закрыта, а в 1940-х годах снесена до основания. По всей видимости, тогда же была безвозвратно утрачена рака с мощами преподобного Герасима. В 2008 году на месте снесённого храма был установлен памятный крест. Тогда же было объявлено о том, что на этом месте планируется построить часовню в честь святого, однако эти планы до сих пор не осуществлены.

Память 4 марта (по юлианскому календарю) и в 3-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых.

Иконография

Наиболее ранняя икона, изображающая святого Герасима, относится к 2-й половине XVII века. До революции она находилась в главном иконостасе Троице-Герасимовской церкви, слева от царских врат, у северной стены. В настоящее время она хранится в Вологодском музее-заповеднике (ВГИАХМЗ). На ней, кроме Герасима Вологодского, изображены Димитрий Прилуцкий и Иоанн Милостивый.

Изображение святого также встречается на следующих иконах, хранящихся в фондах ВГИАХМЗ: иконепрядница «Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы» (XVIII век); «Спас Вседержитель (Смоленский) с вологодскими святыми» (1779 год); «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу со святыми» (XVIII век) и др.

По традиции преподобный Герасим изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на голове и на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке . Согласно иконописному подлиннику Филимонова, Герасим «Подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия».

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Августин Блаженный Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора