Известен своей ролью в воссоединении униатской церкви Северо-Западного края с православием. «Записки» Василия Лужинского, основанные на личных воспоминаниях, являются важным источником по истории воссоединения белорусских униатов.
Заслуги
Деятельность архиепископа Полоцкого и Витебского Василия была направлена на восстановление древних полоцких святынь, возведение православных храмов в Белоруссии и укрепление белорусской православной церковной жизни. Он способствовал возрождению возвращенного православным в 1832 году Спасо-Ефросиниевского монастыря. С целью сбора средств на восстановление Спасо-Ефросиниевского монастыря в июле 1841 года в сопровождении Филарета (Малышевского), архимандрита полоцкого Богоявленского монастыря, с Крестом преподобной Евфросинии Полоцкой совершал крестные ходы по храмам Санкт-Петербурга и Москвы. Были собраны пожертвования на сумму более 30 000 рублей. В 1842 году произошло освящение Спасо-Ефросиниевской обители и заселение первых монахинь. При монастыре были устроены богадельня, детский приют и епархиальное женское училище, первоначально для 30 девочек-сирот из духовного звания. В 60-х годах XIX века по инициативе Василия в Синоде обсуждался вопрос о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.
Семья и образование
Родился в семье униатского священника Стефана Лужина-Лужинского. Воспитывался у двоюродного дяди помещика Кельчевского. С 1807 года обучался в Полоцкой униатской семинарии, с 1814 года — в Полоцкой иезуитской академии, с 1816 года — в Главной католической семинарии при Виленском университете. В 1819 году получил степень кандидата философии, в следующем году — степень магистра богословия, в 1825 году — степень доктора богословия.
Грекокатолический священник
После окончания обучения Лужинский вернулся в Полоцк и стал одним из ближайших помощников униатского архиепископа Иоанна (Красовского), вводившего в униатские храмы православные обряды. 6 августа 1819 года Лужинский был рукоположён во священника целибатом, в следующем году назначен префектом и инспектором Полоцкой униатской семинарии с правами ректора. В 1820 году Красовский был отстранен от управления Полоцким униатским архиепископством, затем предан суду (1822—1823). В защиту Красовского выступило белое униатское духовенство во главе с Лужинским, который в наказание был отстранен от ведения духовных дел в Полоцке.
В сентябре 1824 года советом Виленского университета Лужинский был избран префектом Главной католической семинарии и получил должность кафедрального каноника. В семинарии преподавал церковное пение, организовал хор. Лужинский состоял членом кружка любителей славянского языка и богослужения при семинарии (1826—1828), целью деятельности которого было восстановление православного богослужения в униатских храмах. В кружок входили профессора семинарии М. К. Бобровский и П. Сосновский, священник виленской Никольской церкви А. Ю. Сосновский. В 1829 году Лужинский в сане протоиерея стал асессором греко-униатской коллегии в Санкт-Петербурге, активно помогал униатскому Мстиславскому епископу Иосифу (Семашко) в его работе по подготовке воссоединения униатской Церкви с Православием. По плану, разработанному Семашко и Лужинским, воссоединение должно было проходить постепенно, через уменьшение числа базилианских монастырей. Среди белого духовенства проводилась разъяснительная работа и собирались подписи в поддержку воссоединения.