В изданной под научной редакцией Джона Г. Мелтона энциклопедии «Религии мира» Бхактиведанта Нараяна Госвами был описан как самый харизматичный гуру в современном гаудия-вайшнавизме, привлёкший наибольшее число учеников за пределами Индии, имеющий последователей на всех континентах и активно занимающийся публикацией вайшнавской литературы на нескольких языках. По данным на 2002 год, у Бхактиведанты Нараяны Госвами было более 40 000 учеников.
Биография
Нараяна Тивари родился в день новолуния 16 февраля 1921 года в деревне Теварипур в Бихаре, Британская Индия. Тиварипур раньше располагался на берегу Ганги, но впоследствии река изменила своё течение и теперь деревня находится на некотором расстоянии от неё. Согласно верованиям индуистов, именно в этом месте Рама убил демона Татаку. Родители Нараяны происходили из образованной и уважаемой семьи брахманов, принадлежавшей к шри-сампрадае. Отца Нараяны звали Балешварнатх Тивари Пандит, а мать — Лакшми Деви.
Нараяна был очень спокойным ребёнком, проявлявшим большой интерес к духовной жизни. Он любил повторять и петь имена Бога, слушать истории из «Махабхараты», «Рамаяны» и «Бхагавата-пураны», которые его родители регулярно читали дома. Вместе со своим отцом, Нараяна также посещал киртаны и собрания правачаны, на которых декламировали священные тексты индуизма. Начальное образование Нараяна получил в деревенской школе, а после её окончания — поступил в среднюю школу в Баксаре, которая находилась в восьми километрах от дома. Как и многим другим деревенским детям того времени, Нараяне приходилось ходить в школу пешком. В своём классе он был одним из лучших учеников. В школьные годы он также отличился в спорте, получив ряд призов.
После окончания школы, Нараяна решил не поступать в университет. Вместо этого, он женился, и, благодаря своим достижениям в спорте в школьные годы, получил хорошую работу в полицейском управлении. Около четырёх лет он проработал в городе Сахибгандж в Бихаре. Там же он он встретил Нароттамананду Брахмачари, — проповедника из «Гаудия Веданта Самити» и ученика Бхактисиддханты Сарасвати, который в то время активно проповедовал гаудия-вайшнавизм в Бихаре. В результате общения с Нароттаманандой, Нараяна убедился в превосходстве философии бенгальских вайшнавов. Он начал регулярно приходить на встречи, которые устраивали гаудия-вайшнавы, и слушать лекции. После того, как проповедники уехали, вдохновлённый Нараяна начал ежедневно практиковать джапа-медитацию, повторяя по 64 круга мантры Харе Кришна на чётках.
В это время Нараяну перевели на службу в город Раджмахал, находившийся неподалёку от бенгальской деревни Рамакели — места, где когда-то жили Рупа и Санатана Госвами. К этому времени, у Нараяны пропал интерес к материальной жизни и он начал подумывать о принятии отречения. Несколько раз он подавал прошение об отставке, но старшие чиновники, довольные его добросовестным служением, отказывались принимать его просьбу. В то же время, Нараяна начал переписку с Бхактипрагьяной Кешавой Госвами — духовным лидером «Гаудия Веданта Самити» и одним из старших учеников Бхактисиддханты Сарасвати. В конце 1946 года Нараяна уволился со службы, и, оставив семью и дом, пришёл в Навадвипу, где впервые встретился с Бхактипрагьяной Кешавой Госвами.
В начале 1947 года Нараяна принял участие в Навадвипа-мандала-парикраме — проходившем ежегодно многодневном паломничестве по местам, связанным с жизнью Чайтаньи. В том же году в день Гаура-пурнимы, Нараяна получил посвящение в ученики от Бхактипрагьяны Кешавы Госвами, который дал ему духовное имя Гаура Нараяна Даса. В течение последующих пяти лет, Гаура Нараяна вместе со своим гуру активно путешествовал и проповедовал по всей Индии. Он получил возможность совершить паломничество по всем основным святым местам в Индии и услышать от Бхактипрагьяны об их славе. Заметив, что Гаура Нараяна постоянно служил вайшнавам, Бхактипрагьяна дал ему титул «Бхакта-бандхав», что в переводе означает «друг преданных».