Семья
- Отец — псаломщик Иван Иванович Сегенюк.
- Мать — Феликса Венедиктовна, урождённая Боярская, из польских православных дворян. В 1916 священник Александр Сегенюк официально принял фамилию матери.
- Брат — Иван Иванович Сегенюк, участник Первой мировой войны, затем служил в Красной армии, в 1921 был командиром 8-й батареи воздушной бригады.
- Жена — Екатерина Николаевна, урождённая Бояновская, дочь директора государственного банка Николая Игнатьевича Бояновского. В 1946—1956 преподавала английский и французский языки в Ленинградской духовной академии.
Сыновья:
- Алексей Александрович Боярский — артист.
- Павел Александрович Боярский — инженер, участник Великой Отечественной войны.
- Сергей Александрович Боярский — артист театра и кино.
- Николай Александрович Боярский — артист театра и кино, народный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны.
Внуки:
- Александр Сергеевич Боярский (1938—1980) — артист театра и кино.
- Михаил Сергеевич Боярский (р. 1949) — артист театра и кино, Народный артист РСФСР.
- Екатерина Николаевна Боярская — театровед, автор книги (2007) «Театральная династия Боярских» ISBN 5-373-00409-X
Правнуки:
- Елизавета Михайловна Боярская — актриса театра и кино.
- Сергей Михайлович Боярский — музыкант, бизнесмен.
Образование
В 1901 был исключён из семинарии за «толстовство» и «вольнодумство», затем ему разрешили завершить образование. Окончил Волынскую духовную семинарию (1906), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1911).
«Рабочий батюшка»
Ещё в студенческие годы проявил интерес к рабочему вопросу, проводил на постоянной основе беседы среди рабочих Спасо-Петровской мануфактуры. По словам А. Э. Краснова-Левитина,
С 1912 года — иерей, служил на приходе на пограничной станции Вержболово. Когда началась Первая мировая война стал полковым священником, в 1915 недолго занимал пост смотрителя Виленского духовного училища.
С 1915 году служил в Петрограде: вначале в храме св. Марии Магдалины при Училище лекарских помощниц и фельдшериц, затем — в Троицком храме в Колпине, в рабочем пригороде Петрограда. Уже вскоре в приходе были созданы бесплатная столовая, приходской кооператив, огород и пасека, велась благотворительная деятельность, проводились лекции на церковно-общественные темы. В «Истории фабрик и заводов», изданной в СССР в 1930-е годы, отмечалось влияние молодого священника на рабочих Обуховского завода. По словам А. Э. Краснова-Левитина,
В 1917 году был избран гласным Колпинской городской думы, выступал с демократических позиций, сторонник христианского социализма. Стал одним из организаторов Всероссийского союза демократического православного духовенства и мирян. Был сторонником церковных реформ, создал при храме молодёжный «кружок церковных реформаторов». Дружил с протоиереем Александром Введенским, будущим обновленческим митрополитом. С 1918 — настоятель Троицкого храма в Колпино. Вместе с Введенским и рядом других сторонников церковных реформ входил в состав редакционного комитета журнала «Соборный разум», редактировал его общественный отдел. Выступал за «социально ориентированную церковь», которая бы выступала на стороне трудового народа, так как «на его стороне правда». С 1921 года — протоиерей. Преподавал в Петроградском богословском институте.
В 1921 году был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Прошение о его освобождении подписали 1400 рабочих, однако священник всё равно был приговорён к году принудительных работ с высылкой за пределы Петроградской губернии. Находясь в заключении, обратился к уполномоченному губернской ЧК с просьбой не смешивать его с «контрреволюционными попами» и разрешить участвовать в помощи голодающим. Заявил, что принимал очень многое из программы коммунистов, кроме разрешения религиозного вопроса. Вскоре был освобождён по болезни (туберкулёз лёгких), вернулся к исполнению обязанностей настоятеля храма.