Поделиться:

О знаменитости

Бонавентура Берлингьери: биография


Св. Франциск и сцены из его жизни.

Единственная работа, на которой стоит подпись Бонавентуры Берлингьери и дата, - это известный алтарный образ с изображением «Св. Франциска Ассизского и сцен из его жизни», который находится в церкви Св. Франциска в Пешии, городке, расположенном к северо-западу от Флоренции. Это большая икона размером 160х123 см., на которой художник изобразил св. Франциска в полный рост, а по сторонам от него шесть эпизодов из его жизни. С левой стороны:

  • 1.«Обретение стигматов»
  • 2.«Проповедь птицам»
  • 3. «Исцеление уродливой девочки».

Справа:

  • 1.«Исцеление калеки»
  • 2. «Исцеление хромого Бартоломео да Нарни»
  • 3. «Исцеление одержимой женщины».

В нижней части, возле ног св. Франциска есть дата AD MCCXXXV (1235г. от Р.Х.) и полустёртая подпись художника BONAVENTURA BERLIGHIERI DA LUCA (Бонавентура Берлингьери из Лукки). Успех этого произведения в 1230е годы был достаточно велик для того, чтобы Бонавентура создал ещё два его варианта: один находился в Ватиканском дворце в Риме, другой в церкви Гуилья (Модена) на территории владений маркизов Монтекукколи (оба не сохранились).

Произведение Бонавентуры практически ничем не отличается от византийских житийных икон, в которых в центре изображался святой, а по краям располагались клейма с историями из его жития. Живопись этого алтарного образа своей стилистикой также близка византийским образцам; отличием является разве что его форма и то, что св. Франциск к Византии не имеет никакого отношения.

Франциск изображён в полный рост; это молодой бородатый мужчина, стоящий босиком в монашеском одеянии францисканцев с книгой в руке (с книгой обычно изображались либо апостолы, сами написавшие книги, либо святые-учёные, как напр. Екатерина Александрийская; в данном случае книга подчёркивала, что Франциск оставил монахам завет в виде закона, устава). Его серовато-коричневое монашеское одеяние подпоясано верёвкой с тремя узлами, символизирующими три обета: бедность, непорочность и послушание. Вокруг его головы сияет нимб, а на руках и ногах видны стигматы.

Икона написана через 9 лет после смерти св. Франциска, это первая известная икона с его изображением, и естественно, что исследователи предполагают подлинность его портрета на этом образе. Однако за 7 лет до неё, в 1228 году, была написана фреска с портретом святого Франциска в церкви Сакро Спеко в Субьяко (по другим данным она могла появиться до 1224года). Созданная по заказу папы Григория IX (1227-1241), канонизировавшего св. Франциска в том же 1228 году, фреска является самым первым изображением святого, умершего за два года до этого. Большинство исследователей считает, что автор фрески наверняка знал Франциска лично и писал портрет по памяти. Однако в этом первом варианте св. Франциск не имеет ни стигматов, ни нимба, а вместо надписи «Святой Франциск» на фреске написано «Fr(ater) Franciscus», т.е. «Брат Франциск». (Некоторые исследователи считают это доказательством того, что фреска была написана в 1224 году, когда Франциск был жив). Во всём остальном первый портрет святого похож на работу Берлингьери: изображён бородатый молодой мужчина, стоящий босиком во францисканском монашеском одеянии, подпоясанном верёвкой с тремя узлами.

Исследователи полагают, что перемены в изображении Франциска, произошедшие на иконе Берлингьери, объясняются появлением книги жития святого Vita Prima (Первое жизнеописание), написанной Томмазо ди Челлано в 1228-9 годах. Именно в этой книге описывается обретение стигматов св. Франциском на горе Альверно – факт, о котором якобы знала лишь близкая монашеская братия и тщательно скрывала его (и в который не верил папа Григорий IX). Этот факт был обнародован только после смерти Франциска и вошёл в книгу Томмазо ди Челлано. Он явился едва ли не главным свидетельством чудесной божественной природы святого, после чего стигматы стали обязательной принадлежностью его изображений.

Если считать, что Бонавентура Берлингьери создал самый первый алтарный образ с житием св. Франциска (а такого мнения придерживаются многие эксперты), то именно он явился прообразом для всех последующих житийных икон и фресок, посвящённых этому святому. Иконографические схемы сцен жития, созданные Берлингьери, в дальнейшем копировались такими мастерами, как Джунта Пизано, Мастер св. Франциска, Джотто и другими художниками дученто и треченто.

Библиография.

  • Angiola E.M., Nuovi documenti su Bonaventura e Marco di Berlinghiero, in "Prospettiva", 21, 1980, pp. 21-34
  • Caleca A., voce "Berlinghieri, Bonaventura", in La Pittura in Italia. Il Duecento e il Trecento, II, Milano 1986, p. 557s.
  • Boskovits M., The Origins of Florentine Painting, 1100-1270, Firenze 1993, n. 146 p. 73s.
  • Concioni G.- Ferri C.- Ghilarducci G., Arte e Pittura nel Medioevo lucchese, Lucca 1994, pp. 252-256
  • Tartuferi A. “From the Origins to Coppo di Marcovaldo” in “Florence Art and Architecture”. Gmbh, 2005, pp. 90-96
  • Tartuferi A. Il Maestro del Bigallo e la pittura della prima meta del Duecento agli Uffizi. Firenze, 2007

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора