О знаменитости
Юдовин, Соломон Борисович: биография
В августе-сентябре 1923 г. Художественно-практический институт был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ), что было ознаменовано сильным конфликтом педагогов с новым директором. Во-первых, комиссия учителей, в которую входил и Юдовин, не смогла воспротивиться переводу учебного заведения из особняка ("дом Вишняка") на ул. Бухаринской в неприспособленное здание бывшей Любавичской синагоги на ул. Володарского, 15. Затем новый директор принял решение перепроверить знания всех бывших студентов и вообще единолично решал вопросы организации обучения — сочтя это унизительным, Ю. М. Пэн (проректор по учебной работе), С. Б. Юдовин, Е. С.Минин и группа студентов 23 сентября 1923 г. выступили с коллективным заявлением об уходе и покинули институт.
Ленинградский довоенный период
В 1923 г. Юдовина пригласили в Петроград на должность ученого секретаря и хранителя в Музей Петербургского еврейского историко-этнографического общества, основанного ЕИЭО, который располагался в здании Еврейской богадельни А. М. Гинзбурга (Васильевский остров, 5 линия, д. 50).
Приглашение именно Юдовина на эту должность не было случайным: музей создавался для обработки, систематизации и исследований материалов экспедиций Ан-ского, в которых Юдовин был одним из главных участников. Художник проработал в музее до 1928 г., когда ЕИЭО было ликвидировано, а музей закрыт.
До Великой Отечественной войны во время жизни в Ленинграде Юдовиным были созданы циклы гравюр «Гражданская война» (1928) и «Оборона Петрограда в дни наступления Юденича» (1933).
Во время войны
Во время войны до середины 1942 г. Юдовин прожил в блокадном Ленинграде, в тяжелейших условиях стараясь запечатлеть вид осаждённого города и его защитников. Затем художник был эвакуирован в деревню Карабиха под Ярославлем.
Там, в музее-заповеднике Н. А. Некрасова, Юдовин работал над серией «Некрасовские места», а в 1944 г. вернулся в Ленинград и завершил работу над циклом гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Эти гравюры были изданы в виде альбома в 1948 г. Большинство подобных работ исполнялось в стиле общепринятого в то время парадного официоза, но юдовинские изображения Ленинграда явно выделяются среди них своим суровым трагизмом. По мнению искусствоведов, серия «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» стала одной из вершин творчества художника.
Все годы войны, в том числе даже во время блокады, в Ленинграде продолжали выпускаться почтовые открытки. Всего за 1941—1945 годы было издано почти 400 иллюстрированных почтовых открыток, среди которых 26 — с произведениями Юдовина. Военная серия открыток с его произведениями стала достаточно редкой и ценится в советской филокартии.
В 1945 г. Соломон Борисович выпустил альбом автолитографий «Ленинград».
После войны Юдовиным были также создана серия открыток «Виды Ленинграда» (1946 год) и «Ленинград сегодня» (1949 год).
Художник скончался 5 декабря 1954 года в Ленинграде на шестьдесят третьем году жизни.
Творчество
Формирование стиля
Направление творчества и художественный стиль Юдовина формировались как благодаря его деятельности в экспедициях Ан-ского, так и под влиянием русско-еврейского авангарда Витебской и, в меньшей степени, Киевской художественных школ. В первую очередь это — М. Шагал, Э. Лисицкий и Н. Альтман, которые мечтали создать новый еврейский стиль путём органичного синтеза авангарда с еврейским народным искусством. Но при всех творческих исканиях и новациях в их произведениях, в том числе и Юдовина, всегда будет совершенно явно чувствоваться ностальгия по исчезающему миру еврейского местечка, изначально являющегося для них источником вдохновения и давшему жизнь целой плеяде талантливых художников.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник