Поделиться:

О знаменитости

Иван Иванович фон Шанц: биография


После месячной стоянки в Новоархангельске, завешив приём грузов, «Америка» 11 октября вышла в обратный путь. Обратный маршрут фон Шанц проложил вокруг мыса Горн с заходом в Гонолулу и на остров Таити. Хотя в южном полушарии и было летнее время, но погоды в океане были бурными, а феврале даже наблюдали в море на широте 53°S огромную ледяную гору. Немного легче стало после того, как за пять суток транспорт «Америка» обогнул вечно штормовой мыс Горн. Правда, уже в самом конце сильные встречные ветры не дали войти в Английский канал и фон Шанцу пришлось прокладывать путь в Балтику вокруг Британских островов. Но несмотря на все сложности военный транспорт «Америка» 15 июня 1836 года бросил якорь на Кронштадтском рейде, пробыв в плавании 711 суток, из них 469 — под парусами.

От парусов к паровой машине

По возвращении из плавания в 1836 году, фон Шанц поступил в распоряжение начальника Главного Морского Штаба и произведён в капитаны 2-го ранга, а через два года, за отличие, в капитаны 1-го ранга. С 1837 года по 1841 год фон Шанц находился в разных командировках и состоял при постройке на верфи Вильяма Брауна в Нью-Йорке самого большого и сильного военного пароходофрегата того времени «Камчатка», который привёл из Америки в Кронштадт в 21 день с заходом в Англию. Командуя затем этим пароходом вплоть до производства в контр-адмиралы, последовавшего 14 ноября 1847 года, фон Шанц почти постоянно находился в плавании и с производством в контр-адмиралы закончились его плавания на пароходофрегате «Камчатка» и началась деятельность преимущественно кораблестроительная.

Во время Восточной войны, в 1855 году фон Шанц был назначен начальником Балтийского отряда паровых судов и поднял свой флаг на пароходофрегате «Камчатка». В мае того же года он был назначен командующим первой флотской дивизией, а в августе был произведён в вице-адмиралы. В это время на Балтике по шанцевским разработкам развёртывается энергичное и форсированное строительство парового флота: 9 винтовых корветов, 6 винтовых клиперов и 75 паровых канонерских лодок. Эти суда составили основу качественно нового боевого ядра Балтийского флота.

В 1863 году Шанц был назначен членом Адмиралтейств совета, что не помешало ему в том же году руководить работами при устройстве земляных укреплений в устьях Невы. 1 января 1866 года Шанц был произведён в адмиралы, сделав за свою службу 28 морских компаний.

Кораблестроение

Не ограничиваясь практической стороной дела, фон Шанц тщательно изучал каждое судно, на котором служил или которым командовал. Позже, пользуясь своим громадными практическими сведениями, он сам составлял чертежи многих судов, и многие из российских колёсных пароходов, корветов, шкун и яхт были построены по его чертежам, под его непосредственным наблюдением. В усовершенствовании постройки и вооружения гребных судов Шанц принимал также самое деятельное участие.

С 1848 года по 1855 год фон Шанц получал постоянные поручения по составлению чертежей и наблюдению за постройкой целого ряда судов:

  • пароходофрегат «Рюрик»
  • пароходофрегат «Олаф»
  • паровой корвет «Калевала»
  • паровая канонерская лодка «Стерлядь»
  • шкун для Каспийского моря
  • 40 гребных канонерских лодок и прочее.

Командуя дивизией и плавая в море, фон Шанц не переставал получать поручения как по постройке новых паровых судов, так и по вооружению их и даже береговых батарей. В морской артиллерии фон Шанц сделал несколько усовершенствований по части станков.

Чертежи и указания фон Шанца легли в анналы российского кораблестроения.

Награды

Иван Иванович фон Шанц ордена имел все до Св. Александра Невского с бриллиантами и Св. Георгия IV степени («За беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах», получен 26 ноября 1847 г, № 7742 по списку Григоровича—Степанова)), медали бронзовую и за турецкую компанию 1829 года перстень с вензелем государя.

Библиография

Иван Иванович Шанц известен также на поприще морской литературы. Шанц был типом настоящего морского писателя, трактующего с одинаковой любовью и юмором о каких-нибудь талрерах на русленях военного корабля или описывая забавный случай из своей собственной жизни и похождений. Не поддельным, вполне оригинальным и чисто морским юмором был проникнут его своеобразный язык как и разговор, так и в литературе. Будучи немцем по происхождению и начав изучать русский язык в молодых годах, уже поступив на службу во флот, фон Шанц, однако же, по преимущественно писал по-русски и прекрасно владел этим языком, сохраняя особый оборот речи, придавший его сочинениям оригинальный колорит, в высшей степени подходящий к типу моряка-писателя.

Фон Шанц оставил множество статей по разным специальным вопросам, напечатанных в разных периодических изданиях и преимущественно в «Морском сборнике».

Основными его произведениями являются:

  • «Собрания статей, посвящённых морскому делу», Санкт-Петербург, 1865.

Беллетристические рассказы:

  • «Воспоминания о паровом фрегате „Камчатка“», Санкт-Петербург, 1856.
  • «Первый шаг на море. Рассказ старого моряка». — Кронштадт, 1859.
  • «Первые шаги на поприще морской военной службы» // «Морской сборник». 1865. № 3

Память

Именем И. И. фон Шанца названы:

  • атолл в Тихом океане
  • мыс в Баренцевом море

Афоризмы

  • Военный корабль, подобно дамским часам, ещё ни кем и никогда не доводился до состояния совершенной исправности.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Колчак Александр Васильевич Колчак Александр Васильевич

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль Нильс Юэль

датский адмирал

Хуберт Шмундт Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора