Поделиться:

О знаменитости

Чжан Сэнъяо: биография


Чжан Сэнъяо биография, фото, истории - китайский художник

китайский художник

Старая китайская традиция причисляет Чжан Сэнъяо к четырем отцам-основателям китайской живописи; трое остальных — это Гу Кайчжи (344—406), Лу Таньвэй (работал в 450х-490х годах), и У Даоцзы (680—740).

Главным источником сведений о художнике является трактат теоретика и критика IX века Чжан Яньюаня «Лидай минхуа цзи» (Записки о прославленных мастерах разных эпох). Как это принято в старинных китайских биографиях древних мастеров, фигура Чжан Сэнъяо расцвечена легендами. Самая знаменитая из них повествует о том, что Чжан Сэнъяо необычайно правдоподобно изображал драконов, и однажды даже нарисовал их без глаз, так как боялся, что они улетят. И действительно, как только он пририсовал двум драконам глаза, они скрылись, а два других, что были без глаз, остались на месте. Впрочем, подобные же истории рассказывались об изображ`нных им птицах.

Даты рождения и смерти Чжан Сэнъяо неизвестны. Известно лишь, что он был уроженцем Учжуна (сегодня это Сучжоу, провинция Цзянсу). Он служил военным чиновником, и одно время занимал пост судьи в Усине. Расцвет творческой деятельности мастера совпал с периодом правления императора У (настоящее имя Сяо Янь, правил в 502—549гг), основателя недолговечной династии Лян. Это был просвещенный правитель, любитель музыки и живописи, увлекавшийся разными науками, включая мистику и астрологию, и занимавшийся каллиграфией. Его правление было одним из самых спокойных и благотворных в сравнении со всеми правителями южных династий. Император У провел в своем государстве множество позитивных реформ в сфере образования, писал стихи, и покровительствовал искусству. Несмотря на то, что в государственных делах он придерживался конфуцианских правил, император принял буддизм, приветствовал многие пришедшие из Индии традиции (например, запретил казни, а также убийство животных), на время становился буддийским монахом, за что его очень чтит буддийская традиция, именуя «императором-бодисатвой».

Вероятно этими склонностями императора объясняется то, что ведущий художник его двора Чжан Сэнъяо рисовал в манере, которую традиционно именуют «индийской». Старинные трактаты по живописи именуют её также «вогнуто-выпуклой», подчеркивая, что Чжан Сэнъяо, используя приемы полихромной живописи, добивался создания иллюзии объемности изображений. Согласно древним авторам, такая техника живописи пришла в Китай из Индии, они называли её «бескостной», поскольку свои пейзажи Чжан Сэнъяо лепил одним цветом, избегая обрисовки тушью.

После возвращения из Индии в начале V века знаменитого монаха Фасяня, который привёз с собой множество буддийских книг, буддизм стал активно распространяться среди интеллигенции, высокопоставленного чиновничества, и далее стал глубже проникать в народ. Поэтому вскоре возникла необходимость во множестве храмов, и как следствие — нужда в художниках, способных правильно отобразить буддийскую тематику. Вряд ли в государстве Лян был художник, способный лучше сделать это, чем Чжан Сэнъяо. Одна из легенд рассказывает, что мастер расписал столичный храм Ичэн, и к большому изумлению посетителей, привыкших к плоским изображениям, росписи художника выглядели трехмерными, когда от них отступали на расстояние. В лянском правительстве Чжан Сэнъяо занимал высокий пост хранителя императорской коллекции живописи, писал портреты придворных, а император У лично поручал ему росписи многих буддийских храмов. Эти храмовые росписи погибли во время гонений на буддизм в 845 году. Впрочем, исторические источники сообщают и о его произведениях на даосские темы. Старинные источники сообщают также, что кроме религиозной живописи, и «живописи фигур» Чжан Сэнъяо писал пейзажи.

Чжан Яньюань, автор «Записок о прославленных мастерах разных эпох» кратко и односложно характеризует отличия стилей трех знаменитых мастеров древности: «Чжан Сэнъяо в портрете передает плоть. Лу Таньвэй — остов, Гу Кайчжи — дух». Отличие манеры Чжан Сэнъяо от манеры Лу Таньвэя и их влияние на раскрашенную скульптуру той эпохи отмечается современными специалистами. Худощавые, выполненные тонкими острыми линиями лица, которые связывают с творчеством Лу Таньвэя, в начале VI века сменились округлыми, плотными лицами, которые, как полагают, были результатом распространения манеры Чжан Сэнъяо (скульптуры найдены в гробницах у моста Яохуа в Нанкине, и датируются 521 годом). Манера Чжан Сэнъяо стала особым стилем изображения. Этот стиль был продолжен его сыновьями Шаньго и Жутуном, а также другими художниками. В мировых коллекциях китайской живописи существует несколько поздних копий пейзажей, выполненных «в стиле Чжан Сэнъяо».

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Августин Блаженный Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора