Иван Фомич Хруцкий: биография
После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.
Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).
Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто.
Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.
Некоторые работы Н. И. Хруцкого
- «Натюрморт с вазой» (1832)
- «Натюрморт с птичкой» (1832)
- «Плоды и птичка» (1833)
- «Фрукты» (1834)
- «Виноград и фрукты»
- «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном»
- «Портрет мальчика» (1834)
- «Портрет молодой женщины с корзиной» (1835)
- «Цветы и плоды» (1836, 1839)
- «Натюрморт со свечой» (1830-е)
- «Цветы и фрукты» (1830-е)
- «Плоды, фрукты, битая дичь» (1830-е)
- «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838)
- «Старуха, вяжущая чулок» (1838)
- «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)
- «Портрет П. Е. Рубцова» (1841)
- «Портрет А. М. Рубцовой» (1841 ?)
- «Натюрморт» (1842)
- «Натюрморт с подсвечником, цветами и фруктами» (1846)
- «Вид в имении» (1847)
- «Мастерская художника» (без года)
- «Битая дичь, овощи и грибы» (1854)
- «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854)
- «В комнате» (1854)
- «Семейный портрет» (1854)
- «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855)
- «Портрет Миколая Малиновского» (1855)
- «Автопортрет» (1884)
Память
- Имя Ивана Фомича Хруцкого носят улицы в Полоцке и в посёлке Улла, детская художественная школа в городе Новополоцке.
- В рамках чествования 200-летия со дня рождения Ивана Фомича Хруцкого его имя внесено в Перечень памятных дат ЮНЕСКО 2010 года.
И. Хруцкий в филателии и нумизматике
Творчество Ивана Фомича Хруцкого нашло отражение на почтовых марках СССР. Так в серии 1979 года «Цветы в произведениях русской и советской живописи» на марку номиналом 1 копейка был помещён натюрморт «Цветы и фрукты» (1839), а в серии 1983 года «Живопись Белоруссии» была представлена картина «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838).
К 200-летнему юбилею художника почта Белоруссии выпустила почтовый блок, состоящий из двух марок. На первой марке помещён автопортрет Ивана Хруцкого (1884), на второй — натюрморт «Битая дичь, овощи и грибы» (1854). На полях блока помещён фрагмент картины «Портрет жены с цветами и фруктами». Почта России выпустила ХМК с натюрмортом «Цветы и фрукты» (1839).
Национальный банк Республики Беларусь к 200-летию со дня рождения И. Ф. Хруцкого выпустил серебряную монету прямоугольной формы номиналом 20 рублей. На лицевой стороне в центре помещён фрагмент картины «Портрет незнакомки», слева внизу — рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь, вокруг него надпись: «РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ», под ним — год чеканки, слева — фирменный знак Монетного двора Польши, справа — проба сплава; справа в нижней части монеты — номинал: «20 РУБЛЕЙ».
На оборотной стороне слева помещено рельефное изображение фрагмента автопортрета художника, под ним авторская подпись «И. Хруцкий» и годы жизни художника 1810—1885; справа — фрагмент картины «Цветы и фрукты», под ним — изображение палитры и кистей.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник