О знаменитости
Любовь Макаровна Сирота: биография
пусть вас от беспечности спасает
наше опаленное крыло!..
Не благодарна эта утрата и одновременно безрассудна, так как из-за неё мы рискуем не только изоляцией ещё одной электростанции в бетонном саркофаге или собственного города, уже превращенного в призрак, но и спектрализацией, превращением в призрак всей Земли. Стихи Сироты всегда так тихи и даже смиренны, однако порой они полны возмущения:
… Но нас ничто не вынудит молчать!
И даже после смерти
из могилы
мы будем к Вашей Совести взывать,
чтоб Землю
в саркофаг не превратили!
Как видно, и в этом, третьем, стихотворении начального триптиха, посвященном размышлению о моральном долге и гражданских обязанностях, намек на огонь не исчезает: то „опаленное крыло“ есть и не может не быть страшным предупреждением для всех.
Настоящее горе убеждает в ничтожности мирских интриг и хлопот: все потеряв, поэт ни к чему не стремится и смотрит на людей с благодарностью, потому что каждое их действие, даже самое простое и обыденное, это для неё подарок; каждая благосклонная улыбка и даже каждый острый взгляд являются одинаково драгоценным поэтическим материалом, преобразующимся в стихи. Вопреки всем трудностям пережитой трагедии желание превращать опыт в поэзию не затухает:
… Жизнь продымила на чужих кострах
(на свете инквизиторов немало!).
Сгорало.
Даже прах
после себя порой не оставляло…
…
Но подо мной губительный огонь
ты гасишь милосердными руками…
Храни тебя Господь,
Любимый мой!
Храни тебя души спасенной пламень!..
Огненные образы характеризуют всю поэзию Любови Сироты, однако именно в цитированных стихах они наиболее ярки, значимы. В её творчестве личный опыт и поэтические фантазии, как мне кажется, достигли совершенного психофизического симбиоза: тот „огонь“, пройдя сквозь тело поэта, преобразовался в поэтическую мощь.
В поэзии Сироты призыв к гражданскому сознанию, обновленное чувство братства и размышления по поводу экологии составляют нерасторжимую основу и делают этот цикл уникальным в мировой литературе, благодаря не только неповторимости жизненного опыта, но и тематической оригинальности сборника. Лично мне не известно, чтобы ранее ядерная катастрофа имела в поэте одновременно и своего прокурора, и певца; я убежден, что „Ноша“ — один из первых текстов, по-настоящему, заявляющих об экологической катастрофе, нам всем угрожающей. Если до сих пор нам предлагали тексты, называемые экологическими то ли из-за предостережения от риска, угрожающего определенной территории, или же тексты, оплакивающие уже утраченную красоту конкретного пейзажа, или, наконец, заявляющие об уже происшедшем распаде Земного шара, то в поэзии Сироты мы имеем в синтезе все названные элементы, дающие тексту совершенно новое качество.
Авария, эвакуация, болезнь, равнодушие, забвение составляют материал этого реквиема наших серых будней. Однако есть ещё один элемент, увеличивающий насыщенность поэтического материала цикла, — насмешка, с которой пришлось столкнуться невинным людям, пострадавшим и погибшим из-за безответственности ответственных органов, готовых даже приуменьшить трагедию и отрицать её очевидность, лишь бы не признать своей вины.
Книги
Другие публикации
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт