О знаменитости
Михаил Александрович Рапов: биография
4 ноября 1941 года эвакуация предприятия из Рыбинска была полностью завершена. В своей книге «Авиационные поршневые моторы и реактивные двигатели УМПО и их применение на самолетах» ветеран завода Николай Рева позже отмечал:
Помимо оборудования, под Уфу приехали 6500 рыбинских рабочих и специалистов. Если считать вместе с семьями, то здесь оказалось около 50 тысяч рыбинцев, для которых соорудили 127 домов и бараков, 2 палаточных лагеря а частично расселили в городе Черниковске, откуда к заводу быстро проложили рельсы и пустили трамвай.
Кроме рыбинского авиапредприятия, на этой же площадке были размещены мощности эвакуированных из разных уголков Советского Союза заводов № 49, 161, 234, 251, 291 и 307, а также проектное бюро ЦИАМ (Москва) и конструкторское бюро Добрынина (Воронеж). К ним добавились уфимские заводы № 336 и 384. Получился гигант с «полным циклом» производства военных авиадвигателей, и 17 декабря 1941 года приказом наркома авиапромышленности все можности были слиты в одно целое — Государственный завод № 26, получивший номер по «головному» рыбинскому предприятию.
Следом руководству завода поступила телеграмма Иосифа Сталина с требованием «сделать всё возможное и невозможное» для быстрейшего начала выпуска авиадвигателей. Новое предприятие доверие Верховного Главнокомандующего оправдало. Директор завода Василий Петрович Баландин, который в то время одновременно был заместителем наркома авиационной промышленности СССР, позже подчеркивал: «Прибывшие из Рыбинска заделы позволили нам сразу приступить к сборке и испытанию моторов». Вскоре первая продукция предприятия-гиганта уже стала поставляться на фронт. С декабря по март 1942 года ежесуточный выпуск моторов был более чем удвоен.
При самом заводе появились ШРМ (школа рабочей молодежи) и вечернее отделение переехавшего из Рыбинска авиационного института. Но кроме людей с высшим образованием, предприятию требовались специалисты среднего звена. Для их подготовки в начале 1942 года в здании бывшей уфимской школы на Уральском проспекте был заново открыт эвакуированный из Рыбинска авиационный техникум, и 15 января Михаила Рапова перевели туда с завода на должность заместителя директора по учебной работе.
Однако не успело заведение обосноваться на новом месте, как пришло распоряжение собираться обратно. Дело в том, что после разгрома немцев под Москвой опасность занятия ими Рыбинска миновала. В связи с этим 1 марта 1942 года нарком авиапромышленности издал приказ о создании на территории бывшего Рыбинского воензавода № 26 нового предприятия — воензавода № 36 по восстановлению производства и ремонту авиационных моторов.
В апреле 1942 года теперь уже обратно — из Уфы в Рыбинск — потянулись эшелоны с оборудованием и людьми, а с конца месяца из стен завода стали выходить первые отремонтированные двигатели. Следом получил приказ Наркомата авиапрома о возвращении и едва обосновавшийся в Башкирии авиационный техникум. Начались работы по подготовке имущества к переезду, на которых Михаил Рапов проявил незаурядный талант организатора.
Преподавание
Уже в марте 1942 года техникум, разместившийся в доме № 5 Северного посёлка по ул. Жданова, объявил набор учащихся и месяцем позже начал подготовку кадров. Рапов вел курс «Металлорежущие станки», супруга стала преподавать здесь же химию, а обитала семья в том же здании, в котором два подъезда были отведены под жильё преподавателей. Через полгода техникум получил новое здание на улице Чкалова, откуда выехал военный госпиталь. Но Раповы остались в своей прежней трёхкомнатной квартире № 24, где Михаил Александрович жил вплоть до середины семидесятых.
С учетом трудностей военного времени учащиеся под присмотром педагогов постигали не только азы своей профессии. Михаил Рапов, например, возглавлял группы в техникумовском подсобном хозяйстве в районе Глебова, на торфоразработках в Тихменеве и станции Лом, в колхозах Ярославской области, а также руководил бригадами учащихся по восстановлению здания техникума, который несколько раз страдал от бомбёжек.
Комментарии
Комментарии
ректор МИСиС, учёный и политик
краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума
российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24
выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги
советский художник и преподаватель
французский виолончелист лотарингского происхождения
бельгийский учитель викторианской эпохи
капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке