Поделиться:

О знаменитости

Михаил Александрович Рапов: биография


4 ноября 1941 года эвакуация предприятия из Рыбинска была полностью завершена. В своей книге «Авиационные поршневые моторы и реактивные двигатели УМПО и их применение на самолетах» ветеран завода Николай Рева позже отмечал:

Помимо оборудования, под Уфу приехали 6500 рыбинских рабочих и специалистов. Если считать вместе с семьями, то здесь оказалось около 50 тысяч рыбинцев, для которых соорудили 127 домов и бараков, 2 палаточных лагеря а частично расселили в городе Черниковске, откуда к заводу быстро проложили рельсы и пустили трамвай.

Кроме рыбинского авиапредприятия, на этой же площадке были размещены мощности эвакуированных из разных уголков Советского Союза заводов № 49, 161, 234, 251, 291 и 307, а также проектное бюро ЦИАМ (Москва) и конструкторское бюро Добрынина (Воронеж). К ним добавились уфимские заводы № 336 и 384. Получился гигант с «полным циклом» производства военных авиадвигателей, и 17 декабря 1941 года приказом наркома авиапромышленности все можности были слиты в одно целое — Государственный завод № 26, получивший номер по «головному» рыбинскому предприятию.

Следом руководству завода поступила телеграмма Иосифа Сталина с требованием «сделать всё возможное и невозможное» для быстрейшего начала выпуска авиадвигателей. Новое предприятие доверие Верховного Главнокомандующего оправдало. Директор завода Василий Петрович Баландин, который в то время одновременно был заместителем наркома авиационной промышленности СССР, позже подчеркивал: «Прибывшие из Рыбинска заделы позволили нам сразу приступить к сборке и испытанию моторов». Вскоре первая продукция предприятия-гиганта уже стала поставляться на фронт. С декабря по март 1942 года ежесуточный выпуск моторов был более чем удвоен.

При самом заводе появились ШРМ (школа рабочей молодежи) и вечернее отделение переехавшего из Рыбинска авиационного института. Но кроме людей с высшим образованием, предприятию требовались специалисты среднего звена. Для их подготовки в начале 1942 года в здании бывшей уфимской школы на Уральском проспекте был заново открыт эвакуированный из Рыбинска авиационный техникум, и 15 января Михаила Рапова перевели туда с завода на должность заместителя директора по учебной работе.

Однако не успело заведение обосноваться на новом месте, как пришло распоряжение собираться обратно. Дело в том, что после разгрома немцев под Москвой опасность занятия ими Рыбинска миновала. В связи с этим 1 марта 1942 года нарком авиапромышленности издал приказ о создании на территории бывшего Рыбинского воензавода № 26 нового предприятия — воензавода № 36 по восстановлению производства и ремонту авиационных моторов.

В апреле 1942 года теперь уже обратно — из Уфы в Рыбинск — потянулись эшелоны с оборудованием и людьми, а с конца месяца из стен завода стали выходить первые отремонтированные двигатели. Следом получил приказ Наркомата авиапрома о возвращении и едва обосновавшийся в Башкирии авиационный техникум. Начались работы по подготовке имущества к переезду, на которых Михаил Рапов проявил незаурядный талант организатора.

Преподавание

Уже в марте 1942 года техникум, разместившийся в доме № 5 Северного посёлка по ул. Жданова, объявил набор учащихся и месяцем позже начал подготовку кадров. Рапов вел курс «Металлорежущие станки», супруга стала преподавать здесь же химию, а обитала семья в том же здании, в котором два подъезда были отведены под жильё преподавателей. Через полгода техникум получил новое здание на улице Чкалова, откуда выехал военный госпиталь. Но Раповы остались в своей прежней трёхкомнатной квартире № 24, где Михаил Александрович жил вплоть до середины семидесятых.

С учетом трудностей военного времени учащиеся под присмотром педагогов постигали не только азы своей профессии. Михаил Рапов, например, возглавлял группы в техникумовском подсобном хозяйстве в районе Глебова, на торфоразработках в Тихменеве и станции Лом, в колхозах Ярославской области, а также руководил бригадами учащихся по восстановлению здания техникума, который несколько раз страдал от бомбёжек.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Алевтина Анатольевна Черникова Алевтина Анатольевна Черникова

ректор МИСиС, учёный и политик

Лев Давыдович Лев Давыдович

краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума

Наталья Николаевна Яровенко Наталья Николаевна Яровенко

российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24

Гогэн Ямагути Гогэн Ямагути

выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги

Яблонский Нил Александрович Яблонский Нил Александрович

советский художник и преподаватель

Жерар Эккинг Жерар Эккинг

французский виолончелист лотарингского происхождения

Константин Жорж Ромен Эже Константин Жорж Ромен Эже

бельгийский учитель викторианской эпохи

Владимир Петрович Шмидт Владимир Петрович Шмидт

капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора