Жизнь и творчество
Любовь к танцам у Надежды Павловой проявилась в раннем детстве. В 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров.
В 1966 году её заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей, и Наде предложили учиться в Перми. Семь лет — со 2-го класса и до выпуска — Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов. Со 2-го класса Надя Павлова участвует в концертах со специальными номерами, поставленными для неё М. Газиевым, — «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница», а также исполняет все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. В 1970 году во время гастролей театра в Москве Надя Павлова привлекает особое внимание рецензентов. В 15 лет Надежда Павлова становится лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973 году, завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы Надежда Павлова особенно часто гастролирует по стране и за рубежом, покоряя зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США лёгким дыханием своего танца.
По окончании училища — солистка Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, в котором исполнила партии Жизели (в ред. Б. Щербинина), Джульетты («Ромео и Джульетта», балетмейстер Н. Боярчиков).
В сентябре 1975 года Надежда Павлова — солистка Большого театра. Её постоянным партнером на протяжении этого десятилетия остается Вячеслав Гордеев, ставший ее мужем. Ежедневно занимается в классе Асафа Мессерера и осваивает роли под руководством Марины Семеновой.
С 1983 года в репертуаре Надежды Павловой появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Её партнерами становятся все ведущие солисты Большого театра Александр Богатырев, Валерий Анисимов, позднее — Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов. Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор, она проводит мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
С 1992 по 1994 годы Надежда Павлова — художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году — Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году Надежда Павлова принимает участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В настоящее время Надежда Павлова продолжает исполнять классическую и современную хореографию, а также преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ).
Ныне живёт в Москве. Являлась самой молодой артисткой, носящей звание Народный артист СССР, каковой остается по сей день.
Роли Надежды Павловой
За 7 лет Належда Павлова подготовила и исполнила такие ведущие партии театрального репертуара, как Мари в «Щелкунчике» Ю. Григоровича, Геро в «Любовью за любовь» В. Боккадоро, Китри в «Дон Кихоте» под редакцией Р. Захарова, Фригия в «Спартаке» Ю. Григоровича, Эола в «Икаре» В. Васильева, принцесса Флорина и Аврора в «Спящей красавице» под редакцией Ю. Григоровича, Валентина в «Ангаре» Ю. Григоровича, Принцесса в «Деревянном принце» А. Петрова, Сильфида в «Шопениане» М. Фокина. Жизель впервые станцевала в 17-летнем возрасте.