Поделиться:

О знаменитости

Омархали (Усоян) Ханна: биография


С 15 ноября 2004 года по 15 июня2005 года вела научно-исследовательскую работу на семинаре иранистики Геттингенского университета(Германия). Куратором Ханны Омархали (Усоян) стал доктор Филипп Г. Крейенбрек, который преподавал в Утрехтском и Лондонском университетах, получил известность исследованиями по зороастризму, с 1990-го вплотную занялся изучением езидизма, а в 1996-м занял должность руководителя студии курдологии и профессора кафедры иранских исследований Геттингенского университета. Одновременно сама Ханна стала читать здесь авторский курс «Язык езидских религиозных гимнов», а также лекции на диалекте курманджи.

Параллельно, 20 мая 2005 года, по итогам проведенного СПбГУ Открытого общеуниверситетского конкурса художественных переводов студентов и аспирантов Ханна Омархали (Усоян) получила диплом I степени в номинации «Перевод прозы». Весной 2005 года подготовленная Ханной Омархали (Усоян) глава «Зороастризм» была опубликована во втором издании учебного пособия «Религии мира» под редакцией д.ф.н. Марианны Шахнович.

С 1 июня 2005 года Ханна Омархали (Усоян) принимала под руководством профессора Филиппа Г. Крейенбрека участие в реализации полугодичного проекта «Культурная память германской диаспоры езидов о религии», поддержанного «Немецким исследовательским обществом».

5 июня 2005 года была докладчицей научного семинара, проводимого Всемирной Зороастрийской организацией в Лондоне. Там же она встретилась с религиозным и духовным главой всех езидов — миром (эмиром) Тахсин-беком и его четвертой женой Дельвин. «Мы провели часа четыре вместе, разговаривая и обсуждая проблемы общины» — вспоминала Ханна.

5 октября 2005 года приказом Федерального агентства по образованию она была удостоена стипендии Президента РФ на 2005/2006 учебный год.

30 ноября 2005 года реализуемый с начала июня под руководством профессора Филиппа Г. Крейенбрека проект „Культурная память немецкой диаспоры езидов о религии“ был благополучно завершен. В него вошли результаты полевых исследований Ханны Омархали (Усоян), которая объехала десять городов в Нижней Саксонии, встречаясь с эмигрировавшими сюда из Турции простыми езидами и представителями их духовенства

В конце 2005 года увидела свет первая книга Ханны Омархали (Усоян) „Йезидизм: из глубины тысячелетий“, выпущенная Издательским домом Санкт-Петербургского государственного университета. В ней рассматриваются основные религиозные представления езидов, особенности их вероучения и культа, описывается кастово-теократический принцип деления традиционного езидского общества, приводится терминологический словарь, прилагается перечень езидских родов.

Выход книги был удостоен большой положительной рецензии на страницах приложения „Независимая газета“ — Религии». Автор рецензии, профессор СПбГУ Сергей Фирсов, отмечал:

Совсем другую реакцию работа вызвала у кандидата исторических наук, доцента кафедры иранистики Ереванского государственного университета Виктории Аракеловой, разместившей рецензию в первом за 2007 год номере журнала «Восток» (бывш. «Советское востоковедение») и обвинившей Ханну Омархали в недостатке академизма. Виктория Аракелова, в частности, отмечала:

Однако при этом претензии Татьяны Аракеловой к книге Ханны Омархали (Усоян) сводились, в основном, к мелочам вроде тех, что автор упорно пишет «йезидизм» вместо получившего широкое хождение слова «езидизм», объявляет религию в названии книги пришедшей «из глубины тысячелетий», в то время как, по мнению Аракеловой, «историю езидов можно охарактеризовать лишь как многовековую», и ищет в некоторых езидских терминах курдские корни вместо арабских или древнеиранских. Вследствие этого некоторые читатели рецензии пришли к выводу, что реальной причиной критики является давний, острый и по-прежнему актуальный спор, где одни ученые, включая Аракелову, рассматривают езидов как представителей отдельного этноса с одноименной религией, а другие ученые — в том числе Омархали — как часть курдов, принявших учение «езидизм». В рецензии действительно отмечалось: «Что же касается научного подхода к проблеме, то существование курдов как сепаратной этнической единицы в раннем средневековье, не говоря уже о древности — вопрос весьма спорный». Многие сочли этот тезис «осевым», определившим кредо Аракеловой и ее отношение к вышедшей книге в целом. «Х. Омархали осмелилась во всеуслышание заявить, что езиды — этнические курды, а езидизм — исконно курдская религия… А это современных армянских ученых никак не устраивает.» — делился, например, мнением о реальных причинах критики один из читателей рецензии Лятиф Махамад.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Алевтина Анатольевна Черникова Алевтина Анатольевна Черникова

ректор МИСиС, учёный и политик

Лев Давыдович Лев Давыдович

краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума

Наталья Николаевна Яровенко Наталья Николаевна Яровенко

российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24

Гогэн Ямагути Гогэн Ямагути

выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги

Яблонский Нил Александрович Яблонский Нил Александрович

советский художник и преподаватель

Жерар Эккинг Жерар Эккинг

французский виолончелист лотарингского происхождения

Константин Жорж Ромен Эже Константин Жорж Ромен Эже

бельгийский учитель викторианской эпохи

Владимир Петрович Шмидт Владимир Петрович Шмидт

капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора