Биография
Ранние работы
Джон Нолл родился в начале 60-х годов (1962?) в городе Энн Арбор (Мичиган). Его отец, Гленн Нолл (англ. Glenn Knoll), занимался фотографией, а Джон с детства увлекался кинематографом и интересовался процессом создания спецэффектов. Особенно сильное впечатление на него произвели «Звёздные войны» (1977). А в 1978 году, посетив студию ILM, он увидел этот процесс вживую и решил стать специалистом по спецэффектам.
Нолл поступил в школу кинематографа (англ. USC School of Cinema) и стал бакалавром искусств в области кинопродукции. Некоторое время был фрилансером, создавая модели для различных студий Лос-Анджелеса.
В последний год своего обучения (1985) Нолл занимался в специализированном классе анимации и построил там систему контроля движения из анимационного стенда, компьютера Apple II, контроллера фрезерного станка и нескольких электродвигателей. Руководство ILM, впечатлившись учебным фильмом, который создал Нолл, взяло его на работу в качестве технического ассистента при съёмках контроля движения. Эта технология, которая впервые была использована в фильме «Звёздные войны» (1977) для наложения нескольких объектов на одну и ту же последовательность кадров, стала первым применением компьютера в кинематографе.
Первым фильмом, над которым работал Нолл, была картина Фрэнсиса Копполы «Капитан Ио» (1986) с Майклом Джексоном в главной роли. В последующие три года Нолл участвовал в создании ещё нескольких картин, включая две части сериала «Звёздный путь» (англ. Star Trek). Но настоящим прорывом стала «Бездна» (1989).
Для «Бездны» требовалось создать полностью компьютерного персонажа — жидкое существо, состоящее из воды и умеющее принимать облик других персонажей. Супервайзингом визуальных эффектов занимался Деннис Мьюрен, а Нолл помогал в создании программного обеспечения.
В ILM к тому времени уже существовал небольшой отдел, занимавшийся исследованиями и разработкой компьютерной графики. Ноллу очень нравилась как идея, так и процесс, и он начал в свободное время экспериментировать в этой области. Вскоре вместе со своим братом Томасом Ноллом он написал компьютерную программу для Macintosh и назвал её «Photoshop 0.63». «Photoshop» использовался в «Бездне» наряду с программами трёхмерного моделирования и сильно помогал сглаживать артефакты изображения. Фильм едва окупился (54 млн кассовых сборов при бюджете от 40 до 60 млн, по разным данным), но получил множество наград и признание за прорыв в визуальных эффектах, войдя в историю кинематографа.
В 1990 году компания Adobe купила Photoshop, доработала его до версии 1.0 и выпустила уже официально. Вскоре он стал самым популярным в мире редактором графических изображений.
Джона Нолла утвердили в должности супервайзера визуальных эффектов. Его опыт съёмок в сочетании с знанием цифровых технологий помогал находить для визуальных эффектов новые решения.
В середине 1990-х он снова участвовал в съёмках сериала «Звёздный путь», на этот раз в качестве художника-аниматора. Серьёзным прорывом в компьютерной анимации стало создание энергетической «ленты» в сцене взрыва планеты Веридан III. До сих пор трёхмерные эфемерные объекты создавались с помощью обычной мультипликации. Также Нолл разработал получивший широкую известность облик Баджорского корабля.
Звёздные войны
В 1996 году Джордж Лукас пригласил Нолла участвовать в создании эффектов к «Звёздным войнам». С Лукасом Нолл работал ещё в 1988 году на съёмках фильма «Виллоу», но в ILM он пришел уже после выхода трилогии. И все-таки ему удалось поработать над оригинальными «Звёздными войнами», потому что Лукас задумал к 20-летию Саги выпустить специальное издание, с полностью обновленными компьютерными спецэффектами. Перед Ноллом стояла непростая задача — создать эффекты к уже готовому фильму, снятому без расчёта на применение компьютерной графики.
Кропотливая работа принесла свои плоды — новые эффекты смотрелись абсолютно органично. Удалось даже вставить в фильм несколько сцен, для которых во время съёмок просто не было технических возможностей. Например, сцена разговора Хана Соло с Джаббой Хаттом в порту Мос Эйсли (Эпизод IV) была вставлена в фильм только в 1997 году, когда аниматоры Нолла смогли создать реалистичного компьютерного Джаббу. В оригинальной сцене гангстера представлял человек в меховом костюме, выглядевший довольно несуразно, и сцену убрали из финального монтажа.