Митрополит Антоний: биография
Скончался в 4 часа 35 минут утра 2 ноября 1912; в 9 часов его тело было перенесено в Крестовую церковь Александро-Невской лавры; 3 ноября его тело было перенесено в Троицкий собор Лавры. Отпевание 5 ноября возглавил митрополит Московский Владимир (Богоявленский); старшие члены императорской семьи не присутствовали (император и императрица в то время были в дороге из имения Спалы (Царство Польское) в Царское Село), присутствовали Председатель Совета министров В. Н. Коковцов, обер-прокурор В. К. Саблер и другие официальные лица. Похоронен на братском кладбище Лавры.
Внешнецерковная и общественная деятельность; оценка современников
Глубоко чтил Константинопольского Патриарха Иоакима III, чьим планам созыва Вселенского Собора сочувствовал и содействовал.
Разрабатывая проекты церковных преобразований в России, митрополит Антоний сообразовывался с аналогичными проектами, над которыми работали тогда иерархи Константинопольского и Александрийского Патриархатов.
Под его руководством было предпринято всестороннее исследование вопросов, разделявших православных с англиканами и старокатоликами; к последним испытывал особую симпатию, каноничность же англиканской иерархии вызывала у него некоторое сомнение. На Западе труды петербургских богословов вызвали большой резонанс в церковно-богословской среде, имя архиепископа Антония стало широко известно. Труды сторонников церковного единения не привели, однако, к конкретным результатам, прежде всего ввиду косности бюрократического аппарата Российской Церкви, недопонимания западными христианами позиции православной стороны, а также последовавшего после 1917 вынужденного разрыва.
Пользовался благоволением и покровительством Императрицы Марии Феодоровны.
Благословил основание и деятельно заботился об Александро-Невском обществе трезвости, почин которого имел огромный успех по всей России.
Поставил свою подпись, как первенствующий член, под определением Святейшего Синода об отлучении от Церкви графа Л. Н. Толстого, после чего написал два письма графине С. А. Толстой: от 16 марта 1901 и 11 февраля 1902, в которых пытался объяснить ей смысл данного деяния Синода.
Был принципиальным противником вмешательству духовенства в политическую деятельность: так, он был против избрания архиереев в Государственную Думу.
Настаивал на исключении из законодательства формулировки «господствующая Церковь», ибо полалагал, что господство — нехристианская идея.
В среде крайне правых имел репутацию либерала и подвергался критике в печатных органах Союза русского народа, в особенности со стороны председателя Союза А. И. Дубровина. Последний обвинял митрополита в сочувствии к революции. Поводом для нападок послужил отказ освятить знамя Союза, а также покровительство Антония некоторым клирикам вроде епископа Антонина, священника Г. Петрова и студентам духовных школ, замешанных в революционном движении. Впоследствии лидеры обновленчества ссылались на Антония как на иерарха, якобы сочувствовавшего их идеям. До 1904 года митрополит покровительствовал также о. Георгию Гапону, однако порвал с ним отношения после того, как Гапон занялся открытой политической деятельностью. Своеобразные отношения сложились у него и с Григорием Распутиным; по свидетельству современников, имел несколько натянутые отношения с о. Иоанном Кронштадтским, хотя, вероятно, негативное отношение больше относилось к нездоровой части окружения протоиерея.
Многолетним помощником митрополита, близким к нему по духу и убеждениям, был будущий свщмч. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский).
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат