Татьяна Лиознова: биография
В 1980 году Лиознова сняла вышедший на следующий год двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» по одноимённой пьесе Александра Гельмана. Пьеса с успехом шла во многих театрах, но это не остановило Лиознову. Как и обычно, хорош был подбор актёров, чего требовал злободневный и психологический фильм. Гельман говорил о Лиозновой, что «она с артистами нежно беспощадна».
Затем происходит резкий поворот, обращение к новому — кинофильм 1981 года «Карнавал» (вышедший в прокат в следующем году), музыкальная мелодрама с элементами мюзикла, но и с элементами драматизма. Лиознова мастерски обращалась с музыкой (чего стоит сотрудничество с Микаэлом Таривердиевым или использование в «Трёх тополях на Плющихе» песни «Нежность»). Теперь же она пригласила одного из самых ярких композиторов нового поколения — Максима Дунаевского, который подарил фильму неувядаемый хит «Позвони мне, позвони».
Всё началось в 1980-м, когда Лиознова дала задание своим студентам — найти малоизвестное произведение, сделать из него сценарий и отснять несколько эпизодов. Среди принесённых студентами вещей был рассказ Анны Родионовой в старом выпуске журнала «Искусство кино». Об экранизации Лиознова пока не думала, она думала о работах студентов, которые её не устраивали.
Анна Родионова дебютировала в 1977-м как сценаристка фильма «Школьный вальс», оператором которого был Пётр Катаев. Сейчас же она стала соавтором сценария вместе с Татьяной Лиозновой, которая принесла в сюжет немало своего. Лиознова как-то сказала: «„Карнавал“ чем-то похож на историю моей собственной жизни».
Многим казалось и продолжает казаться, что так неожиданно и завершилось творчество Татьяны Лиозновой. Но был и последний её фильм — трехсерийный, телевизионный, под названием «Конец света с последующим симпозиумом», экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита. Фильм начали снимать ещё в 1986 году, но умер оператор Пётр Катаев. Работу оператора-постановщика продолжал и заканчивал Михаил Якович. Снимались такие актёры, как Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов.
Но менялась внешняя политика страны, и антивоенный политический памфлет, обличающий американские власти и вполне подходивший в момент подачи заявки, был уже неугоден. Его показали один раз в начале марта 1987-го и больше не повторяли.
С момента создания Антисионистского комитета советской общественности (АКСО) Татьяна Лиознова принимала участие в его работе (в качестве Члена Комитета).
Член Союза кинематографистов СССР.
В 2008 году приняла участие в подготовке издания книги «Автограф века».
Татьяна Лиознова не была замужем, у неё осталась приёмная дочь.
29 сентября 2011 года умерла в Москве после продолжительной болезни на 88-м году жизни. Татьяна Лиознова похоронена на Донском кладбище рядом с могилой матери.
Награды
- орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июля 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 июля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
- орден Почёта (9 марта 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
- орден Трудового Красного Знамени
- орден Дружбы народов
- орден Октябрьской Революции (1982)
- народный артист СССР (1984)
- народный артист РСФСР (1974)
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1969)
- Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 2000 года)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за многосерийный телевизионный художественный фильм «Семнадцать мгновений весны»
Фильмография
Режиссёрские работы
- 1958 — Память сердца
- 1961 — Евдокия
- 1963 — Им покоряется небо
- 1965 — Рано утром
- 1967 — Три тополя на Плющихе
- 1973 — Семнадцать мгновений весны
- 1980 — Мы, нижеподписавшиеся
- 1981 — Карнавал
- 1986 — Конец света с последующим симпозиумом
Сценарист
- 1981 — Карнавал
- 1986 — Конец света с последующим симпозиумом
Актёрские работы
- 1998 — Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный)
Театральные работы
- 1952 — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзинчжи и Дина Ни (совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым) — Театр Вахтангова
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
американская танцовщица, модель и актриса
российские иллюзионисты
хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»
директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед
муза Владимира Маяковского
создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры
российская актриса театра и кино, Народная артистка России