О знаменитости
Абу-Али Мансур ал-Хаким би-амри-Алла: биография
Через несколько поколений династия Фатимидов была свергнута мамелюками, и в Египте стал доминировать ислам сунитского толка, исмаилиты же подверглись преследованиям. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, некоторые ливанские кланы и племена верили, что он не умер, а ушёл «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола, по друзским легендам, в течение шестнадцати лет после его исчезновения народ Каира всё ещё считал, что он жив). Друзские рукописи, по словам друзов, говорят, что Хаким пережил ту роковую ночь, когда его должны были убить по приказу сестры; но, устав от власти, он удалился в пустыню Аммона и там создал учение, которое позднее поведал его ученик Хамза. Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы составили основу друзов.
О Хакиме сложилась враждебная традиция, вероятно преувеличенная. Согласно традиции, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом его правление было отмечено началом упадка халифской власти. Утверждается, что его царствование было и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Х?кима З?хир (1021—1036) со своей тёткой-опекуншей Ситталь-мольк опять восстановил порядок. Важным недостатком Халифа, вызвавшим недовольство государственного аппарата, состоявшего преимущественно их христиан господствующих церквей, было то, что халиф нарушал "устоявшиеся традиции трехтысячелетней египетской бюрократии, нарушал традиционные сферы полномочий тех или иных государственных ведомств, что выглядело чуть ли не кощунством в глазах образованных чиновников".
Некоторые недоброжелательные источники утверждают, что Хаким начал гонение на христиан и ереев и конфисковал земли христианских монастырей. Христианские иерархи проявляли профессиональную солидарность с исламским истеблишментом, видя как халиф реформирует административную и судебную власть ислама, удаляя его традиционных лидеров и заменяя их молодыми, незнатными варягами типа Дарази, они не то чтобы боялись за свою власть в уже своих общинах, сколько заступались за своих исламских коллег - "кадиев, имамов, руководителей вакуфов и пр., чьи интересы неразрывно переплетались с интересами христианского истеблишмента Фатимидов". Правительство Дарази пыталось бороться с христианской оппозицией, опираясь на меньшие христианские церкви, передавая недвижимость и активы от одной церкви - другой. Вероятно, именно с этим связан и ущерб, нанесенный храму Гроба Господня в Иерусалиме и некоторым другим церквям. В 1008 году в фатимидском государстве началась серия мероприятий, направленных против некоторых христианских общин и суннитского религиозного аппарата, продолжавшеся, очевидно, приблизительно до 1015 года. Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам, осуществленная эмиром Рамаллы по приказу Аль-Хакима. Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов, для агитации в Европе к началу Крестовых походов.
Традиция утверждала даже, будто с 1017 халиф объявил себя инкарнацией бога. Однако сохранившиеся письма Хакима опровергают эти утверждения. Богом его провозгласил собственно Дарази, но сам халиф этого не поддержал.
Было издано несколько очень странных законов. В частности, один из них предписывал женщинам оставаться по домам, и, чтоб неукоснительно соблюдался этот запрет, сапожникам возбранялось шить женскую обувь. Также запрещались любые праздники и процессии, кроме религиозных. Был издан фирман, требовавший, чтобы все лавки закрывались днем и торговали ночью. Впрочем, вскоре этот фирман был отменен. Некоторые недоброжелательные историки утверждают, что халиф приказал перебить в Каире всех собак, запретил продажу меда и приказал вырубить в Египте все виноградные лозы.
Сам халиф и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат