Поделиться:

О знаменитости

Архиепископ Гавриил: биография


В то самое время, когда Гавриила вызывали в Тайную Канцелярию для допроса по этому «секретному делу», Синод уже не первый раз имел суждение о нём, как кандидате на епископство, и 3 ноября определил быть ему епископом Суздальским.

Епископ Суздальский

22 ноября 1731 года он был наречен, а 24 ноября посвящён в Московском Успенском соборе.

В Суздале Гавриил, видимо, старался приобрести уважение паствы наружным благочестием и смирением. Особенно угодил он суздальцам тем, что на праздники Суздальских святителей Феодора и Иоанна «во чтение Апостола на горнем месте не седяше, но на полу на кафедре, за честь великих святителей». «Помянутии святители, первии суще пастыри и учители и проповедники сего богоспасаемого града, свой престол и доселе наблюдают, мы же, суще их преемники… первоседательство престола их, аки сущим нашим отцем (разумеется, уступаем), да молитвами их сподобимся с ними на небесех вечныя радости получити».

Архиепископ Казанский

17 сентября 1735 года Гавриил был переведён в Казань с возведением в сан архиепископа. Но недолго он занимал кафедру погубленного им Сильвестра. В Казани до Гавриила была устроена семинария, и имелась колония учёных малороссиян, вызванных в Казань предшественником Гавриила, Иларионом Рогалевским. Гавриил же «к содержанию семинарии и ученых людей не имел склонности, почему и все до него таким образом заведенное уничтожить велел, хотя бы и великой суммы стоило». Немедленно по приезде он разогнал младшее отделение, отрешив «словесно» учителя инфимы, а в течение одного года достиг того, что из 117 учеников во всей семинарии осталось только 35; отстранил он от семинарии и вызванного для её организации ученого архимандрита Германа Барутовича, настоятеля Спасского монастыря.

Но учёные малороссы во главе с Барутовичем и Зилантовским архимандритом Епифанием Адамацким не сдались Гавриилу без боя; от них полетели и официальные «доношения» в Синод и неофициальные письма к влиятельным синодальным членам — Феофану Прокоповичу и Амвросию Юшкевичу, с жалобами на «нетерпимые гонения и обиды» от архиепископа и с просьбами освободить их из «Египта», устроенного для них в Казани Гавриилом.

В свою очередь Казанский губернатор кн. Голицын доносил Кабинету о «продерзостях» архиерея по отношению к Казанскому рассаднику наук. Гавриил всячески оправдывался, утверждал, что не имеет средств для содержания «много собранных» учеников за «крайним оскудением» монастырей, поставлявших хлеб для школ, указывал на то, что многие ученики уволены «за тупостью», старался опутать противников «приказными ухищреньями», на которые был великий мастер состоявший при нем в подьячих его племянник, на Барутовича написал целых 60, по выражению этого архимандрита, «никчемных пунктов».

Но Синод сразу стал на точку зрения, неблагоприятную для Гавриила, и, не щадя самолюбия архиепископа, высказал мнение, что Гавриил «противные Ее Величества указам о распущении учеников (ежели то правда) поступки отваживается употреблять не для иного чего, но токмо (как признавательно) из единой некоей на бывшего в той Казанской епархии Преосвященного Илариона архиепископа злобы и духа ненависти и зависти». Гавриил получал указ за указом, наносившие тяжкие удары его самолюбию и авторитету как епархиального архиерея. Барутович, переведённый в Московский Андроников монастырь, был снова определён к Казанской семинарии и поставлен в непосредственную зависимость от Синода; Адамацкий, отрешённый архиепископом от настоятельства, был немедленно восстановлен Синодом в его правах и назначен ревизором семинарских сумм. В конце концов Гавриил был признан неудобным для Казани и 9 марта 1738 года с явным для него понижением переведён в Великий Устюг.

Архиепископ Великоустюжский

Прибыл в Великий Устюг 7 августа 1738 года. На этой захолустной епархии он пробыл 10 лет. Здесь он показал себя «великим любителем благолепия церковного»: он украсил жемчужной ризой образ Одигитрии в соборной церкви, слил колокол в 300 пудов, перестроил тёплую церковь, «для украшения церковного» выхлопотал архимандричью шапку настоятелю Тотемского Спасо-Суморина монастыря. По «некоему таинственному духа возбуждению» он велел снять копию с увезённого в Москву при Иоанне Грозном Устюжского образа Благовещения и 3 июля 1747 года сделал образу «церемониальную» встречу. Во время этой церемонии Гавриил «приклонял до земли святительскую главу свою, теплые от очию изливая слезы», и тем так умилил Устюжских граждан, что они составили «речь в похвалу ему», в которой прославляли архиерея, «толь изящна внешними дарованиями, коль несравненно изящнейша внутренними качествами и добродетелями» (Вологодские Епархиальные Ведомости, 1887 г., № 2 и 3). В память этого Гавриил учредил празднество «по нарочитому» уставу, изложенному им самим.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Августин Блаженный Августин Блаженный

христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства

Сергий Радонежский Сергий Радонежский

святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры

Григорий Ефимович Распутин Григорий Ефимович Распутин

духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия

Иоанн Леонтьевич Янышев Иоанн Леонтьевич Янышев

священнослужитель Православной Российской Церкви

Бригам Янг Бригам Янг

американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Якопоне да Тоди Якопоне да Тоди

итальянский религиозный поэт, монах-францисканец

Ядвига Силезская Ядвига Силезская

княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот

Иван Юркович Иван Юркович

архиепископ римско-католической церкви, дипломат

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора