Поделиться:

О знаменитости

Гарольд Сидни Брайд: биография


Гарольд Сидни Брайд биография, фото, истории - второй радист «Титаника»
11 января 1890 - 29 апреля 1956

второй радист «Титаника»

Родился в Нунхеде, Южный Лондон, был младшим из пятерых детей Артура Джона Лернера Брайда и Мэри Энн Лоуи. Он был значительно младше своих братьев и сестры, и возможно поэтому рос очень застенчивым ребенком. Тихий, с мягким голосом, "Гарри" только в общении с близкими людьми показывал свой острый ум и неисправимое чувство юмора. После окончания школы, Гарольд выбрал карьеру оператора беспроводной связи, но поскольку у его родителей денег на обучение сына было недостаточно, он с 16-ти лет начал подрабатывать в семейном бизнесе и собирать средства. Наконец, в 1910 г. Брайд появился в почтовом отделении Лондона, чтобы узнать стоимость обучения телеграфии. Другой юноша, дежуривший в это время в отделении, ответил на все вопросы Гарольда, а когда абитуриент зашел в начале следующей недели, по-дружески пригласил его на обед. Это был тот самый Гарольд Коттэм, который принял сигнал бедствия на "Карпатии" два года спустя.

В июле 1911 г., окончив свое обучение, Брайд стал радиооператором компании Marconi. Вскоре после этого ушёл в море — сначала служил на «Хевифорд», затем на «Лузитании», «Ла Франс», и наконец, «Ансельме». В те времена положение радиста на корабле было особым - он был представителем морской телеграфной службы, носил ее униформу и получал от нее жалование. Нередко радиооператор даже не знал в лицо членов команды и очень редко покидал свою рубку. Жесткая конкуренция между различными телеграфными компаниями приводила к тому, что работникам Marconi, например, запрещалось общаться с судами, оснащенными другой системой, за исключением случаев, когда их корабль мог оказаться в критической ситуации. Грубость и резкие выражения в адрес радиста из "враждебного" лагеря были почти нормой. В такой обстановке было сложно рассчитывать на быструю помощь других кораблей в непредвиденных обстоятельствах.

На «Титаник» Брайд взошёл в Белфасте, одновременно с Джеком Филлипсом, ставшим вскоре его лучшим другом. Как работник компании Marconi он получал 2 фунта 26 центов в месяц. Получив оборудование, радисты решили разделить сутки на четыре дежурства: Брайд должен был нести вахту с 14.00 до 20.00 вечера и с 02.00 до 08.00 утра, а Филлипс — с 8.00 до 14.00 дня и с 20.00 до 02.00 ночи.

В ночь гибели «Титаника»

В этот вечер Брайд передавал и принимал послания для капитана Смита с «Карпатии» и других судов, с которыми вёл переговоры Филлипс.

Оба оператора оставались на посту даже после того, как были освобождены капитаном:

Брайд подбежал к кочегару, чтобы помешать ему, Филлипс вскочил со своего места. Завязалась схватка. В конце-концов, Гарольду удалось схватить вора за пояс, а старший радист несколько раз ударил его. Оставив кочегара в радиорубке, оба оператора вышли на палубу.

Когда "Титаник" ушел под воду, Брайд смог вскарабкаться на днище перевернутой шлюпки. Но на этом его злоключения не закончились:

После трагедии

Гарольд Брайд оказался среди спасшихся с "Титаника". Складную парусиновую шлюпку, на которой он вместе с другими провел полночи, взяла на буксир одна из основных шлюпок и довела до борта "Карпатии". Радист, как выяснилось, сильно пострадал - его ноги были обморожены и раздроблены.

По дороге в Нью-Йорк на борту "Карпатии" Брайд и уставший от работы Коттэм работали с радиостанцией вместе, посылая личные письма и списки спасшихся на землю. Даже многие годы спустя после трагедии, они продолжали дружить и общаться.

В память о событиях на "Титанике", компания Marconi наградила Гарольда Брайда золотыми часами с надписью: "В знак признательности выполнившему свой долг, и сделавшему это храбро". Проведя некоторое время в госпитале, Брайд возвратился в Англию и вновь приступил к работе оператора радиостанции. В I Мировую Войну он служил на пароходе "Mona's Isle" телеграфистом.

Гарольд был помолвлен с некоей Мэйбел Ладлоу еще до отплытия на "Титанике", но отношения молодых людей складывались тяжело, поэтому в сентябре того же года помолвка была разорвана. В апреле 1920г. Гарольд Брайд женился на Люси Джонстон Дауни, учительнице, несколько лет назад совершенно случайно узнавшей его по фотографии из газет и подошедшей к нему на улице. Это была любовь с первого взгляда. Супруги имели троих детей: Люси (род. в 1921 г.), Джона (1924 г.) и Джанетт (1929 г.). Брайд очень не любил обсуждать все, что касалось "Титаника", он глубоко переживал случившееся, особенно потерю друга и коллеги Джека Филлипса. Ему не понравилось быть в центре внимания в качестве "спасенного с "Титаника", поэтому со временем Гарольд перебрался с семьей в Шотландию, где начал работать коммивояжером. Брайд прожил всю оставшуюся жизнь в Шотландии и умер от рака лёгких в сравнительной безвестности 29 апреля 1956 г. в возрасте 66 лет.

Ссылки и источники по теме

  • Уолтер Лорд, "Последняя ночь «Титаника (Хроника гибели)»

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Саркисов Вартан Саркисов Вартан

популярный фантаст из наукограда

Юлия Руденко Юлия Руденко

Известная российская журналистка и писательница

Михаил Зощенко Михаил Зощенко

русский писатель

Райнер Мария Рильке Райнер Мария Рильке

германский поэт, один из величайших модернистов XX века

Александр Грин Александр Грин

русский писатель, автор «Алых парусов»

Игорь Северянин Игорь Северянин

русский поэт

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора