Поделиться:

О знаменитости

Африкан Александрович Шпир: биография


Африкан Александрович Шпир биография, фото, истории - русский и немецкий философ-неокантианец, известный своим большим влиянием на Фридриха Ницше и Теодора Лессинга, который посвятил логике Спира тему своей докторской диссертации
10 ноября 1837 - 26 марта 1890

русский и немецкий философ-неокантианец, известный своим большим влиянием на Фридриха Ницше и Теодора Лессинга, который посвятил логике Спира тему своей докторской диссертации

Биография

Спир родился 10 ноября 1837 года возле города Елисаветград в лютеранской семье. Его отец, Александр Александрович Спир, был врачом и профессором в Москве. Его мать, Елена Константиновна Спир (девичья фамилия Пулевич), была дочерью секунд-майора. Фамилия отца Спир имеет еврейское происхождение — от «Шпиро» или «Шапиро». Мать Африкана Спира имела славянско-греческие корни. Непривычное имя Африкан происходит от названия месяца в старом греческом календаре. Детей в семьи было пятеро (четыре мальчика и девочка) и все они получили имена по названию месяцев греческого календаря.

С восьми лет Спир по желанию отца учился в военных академиях, включая морскую школу в Николаев, где у него впервые проявился интерес к философии. Кроме прочтения французского перевода «Критики чистого ума» Канта, на Спира в то время оказал большое влияние Дэвид Юм.

В 1855—1856 годах он принимал участие в Крымской войне, во время которой он получил звание лейтенанта русского Черноморского флота. Спир защищал тот самый бастион, что и Лев Толстой во время обороны Севастополя. В 1852 году он унаследовал имение своего отца. В 1861 году Спир освободил своих крепостных и отдал им землю. В следующем году он отправился в двухлетнее путешествие по Западной Европе. Его мать умерла после его возвращения в 1864 г. После смерти матери он продал все своё имущество и покинул Российскую империю навсегда.

Сначала он прибыл в Лейпциг, где слушал университетские курсы в то самое время, когда Ницше был студентом, хотя неизвестно, встречались ли они. В 1869 году он переехал в Тюбинген, а в 1871 году в Штутгарт. В 1872 года он вступил в брак с Элизабет Гатерних, и у них родилась дочь Елена. В Лейпциге Спир познакомился с издателем Й. Г. Финделем, который напечатал большинство работ Спира. Его первую важную книгу «Denken und Wirklichkeit: Versuch einer Erneuerung der kritischen Philosophie» («Мышление и реальность: попытка обновления критической философии») опубликовали в 1873 году. Второе издание, то самое, которое изучал Ницше, вышло в 1877 году.

В 1878 году Шпир подхватил инфекцию лёгких и по совету врача переехал в Лозанну, где провёл пять лет. В 1886 году он переехал в Женеву. Там он умер 26 марта 1890 года. Хотя Шпир был философом большую часть своей жизни, он никогда не преподавал в университете, и при жизни его работы оставались относительно неизвестными.

Философия

Философская система Шпира изложена в полном виде в книге «Denken und Wirklichkeit». На русском языке есть популярный очерк его философии, сделанный им самим. Во внешнем мире все перемены объяснимы, как движения некоторых в своей сущности неизменных частиц. Так учит естествознание, но оно бессильно вывести из законов движения человеческое сознание, психическую жизнь. В самой психической жизни есть нечто, не выводимое из законов природы. Это — различие в человеке природного и морального; оно заключается в антитезе того, что есть, тому, что должно быть; область физическая касается того, что есть, область моральная — того, что должно быть. Эта антитеза очевидна уже из того факта, что человек судит. Конечно, человек нередко ошибается в своих суждениях, но самые ложные суждения указывают на существование истинных и на существование норм для различения первых и последних. Существуют нормы для познания — логические, по которым мы различаем ложь и заблуждение от истины, как нечто не долженствующее существовать, и нормы для поведения — моральные, осуждающие зло и несправедливость, как не долженствующие существовать. Наивысшей нормой в области познания служит закон тождества. Вся природа представляет собой аномалию, систематически организованный обман, ибо в ней ни один объект не тождествен абсолютно самому себе, но являет иллюзорную множественность и изменяемость. Только то, что абсолютно просто, несложно, составляет нормальную природу вещей. «Все сложное пусто и тленно», говорил совершенно справедливо уже Будда. Однако, несомненно, что внешний мир систематически вводит нас в обман своей телесностью, как чем-то существующим самостоятельно, в том виде, в каком он нам представляется. Точно так же в природе нет нравственности: идеи добра и зла суть нечто столь же априорное, как антитеза истины и лжи, ибо она составляет основу наших моральных суждений. Отсюда следует, что существует нечто безусловно доброе и истинное, составляющее нормальную природу вещей или Бога. Система Шпира, изобилующая глубокими и оригинальными мыслями, носит несомненное влияние элеатской философии и гербартианства (учение о законах мышления, как нормах, взгляд на идеальность изменений и т. д.). К особенно важным сторонам учения Шпира следует отнести новую двоякую формулировку закона противоречия: утверждение и отрицание одного и того же не могут быть верны в одно и то же время (принцип прямого противоречия) и два различных утверждения об одном и том же и в одном и том же отношении (как А — шар и А — куб) не могут быть истинны в одно и то же время (принцип косвенного противоречия). Это — важное разграничение, из новых логиков отчетливо выраженное лишь у Шуберта-Зольдерна (в его «Grundlagen einer Erkenntnisstheorie», 1884). Другое замечательное открытие Шпира заключается в указании на то, что распространение закона сохранения энергии на живые организмы логически необходимо приводить к отрицанию объективных признаков одушевленности; другими словами, признание механической предопределённости всех движений человека даёт право рассматривать (с методологической точки зрения) все его поступки, как протекающие в силу физиологических процессов, без участия сознания. Фр. А. Ланге один из первых провозгласил распространение закона о сохранении энергии на живые организмы, а Шпир первый сделал отсюда вывод относительно объективных признаков одушевленности, а именно, что этот факт открывает поле сомнениям в реальности чужого сознания помимо нашего собственного, хотя сам Шпир и не разделял этих сомнений. На эту заслугу Шпира указал Лаас в книге: «Kant’s Analogieen der Erfahrung», где он ссылается на «Empirie und Philosophie» Шпира. Шпир является предшественником идей Рихарда Авенариуса, Шуберта-Зольдерна и Александра Введенского по этому вопросу.

Через шесть лет по смерти Шпира Лев Толстой прочитал книги своего бывшего товарища и был ими поражён. Ему удалось получить разрешение от русской цензуры на публикацию русского перевода работ Спира с немецкого оригинала. Спир старался обосновать философию как науку первых принципов. Он считал, что задача философии есть исследование прямого знания, а также показать обман эмпиризма и настоящую природу вещей строгими утверждениями фактов и логически контролируемых выводов. Этот метод привёл Спира к формулированию принципа идентичности как фундаментального закона знания в противоположность изменчивости эмпирического. Социально Шпир требовал справедливого распределения материальных благ, но отбрасывал коллективизм.

Опубликованные работы

  • Die Wahrheit. Leipzig, 1867
  • Andeutungen zu einem widerspr?chlichen Denken. Lpz., 1868
  • Forschung nach dem Gewissen in der Erkenntniss der Wirklichkeit. Lpz., 1868
  • Kurze Darstellung der Grundz?ge einer philosophischen Anschauungsweise. Lpz., 1869
  • Er?rterung einer philosophischen Grundeinsicht. Lpz., 1869
  • Denken und Wirklichkeit. Bd. 1-2. Lpz., 1873
  • Moralit?t und Religion. Lpz., 1874
  • Empirie und Philosophie. Lpz. 1876
  • Gesammelte Schriften. Bd. 1-4. Lpz., 1883—1885
  • Gesammelte Werke, Bd. 1-2, Lpz., 1908—1909

Комментарии

Vladimir Fedotov 2016-12-06 21:42:37

Философией А.Спира занимаюсь вот уже 40 лет.Перевёл(впервые в России!) на русский две его основные книги(с нем и франц.яз.)И сейчас, "полируя" эти его тексты(редактирование), я чётко и до полной несокрушимости понял, что его философия - это путь в подлинное бессмертие. P.S.Церковную и иную белиберду отметаю как исполненную скалькулированной лжи. No thanks!

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Джон Локк Джон Локк

английский философ и педагог

Фридрих Шеллинг Фридрих Шеллинг

немецкий философ, представитель идеализма

Уильям Оккам Уильям Оккам

английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века

Аристотель Аристотель

древнегреческий ученый и философ

Георг Гегель Георг Гегель

философ, один из создателей немецкой классической философии

Маркс, Карл Маркс, Карл

основоположник марксизма, автор «Капитала»

Джордано (Филиппо) Бруно Джордано (Филиппо) Бруно

итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора