Поделиться:

О знаменитости

Шабтай Цви: биография


Противодействие последователям Шабтая Цви оказал Бааль Шем Тов и активисты хасидского движения, которые нашли другое решение тех проблем, которые породили саббатианство. Позднее популярность Шабтая Цви резко упала, практически все школы иудаизма относятся к его идеям крайне отрицательно.

В хасидских преданиях сохранилась следующая история:

В Турции и частично Греции сохранилась община дёнме (буквально — отступники), члены которой считают себя последователями Шабтая Цви.

Особенности учения Шабтая Цви

Сам Шабтай Цви практически не оставил после себя ни сочинений, ни афоризмов, его учение известно благодаря преимущественно трудам Натана из Газы и других комментаторов. Во многом учение сформулировано Натаном из Газы, большим почитателем Х. Виталя.

Шабтай Цви опирался на каббалу И. Лурии и Х. Виталя. В соответствии с этим учением, целью существования душ является реализация «Гмар Тиккун» (ивр. ??? ??????). Выполнение Цели Творения связано с объединением всех душ «нешама» (или Божественных искр), каждая из которых выполнила свою роль (то есть, была исправлена или реализована). Наличие любой, даже одной падшей души означает невозможность достижения цели творения. Целью Мессии является спасение всех душ без исключения, и особенно важно становится спасение падших душ. От этого Мессия должен спускаться в самые низы и подбирать наиболее падшие души. Необходимостью спускаться в самые низы объясняются приливы тяжёлых депрессивных состояний у Шабтая Цви. Подробно эта теория изложена в сочинении Натана «Друш-ха-танниним» (Трактат о крокодиле), согласно которому бесформенное первопространство Эйн-соф заполнено плотскими силами «клиппот», которым необходимо придать форму, иначе они превращаются в оплот тьмы и зла. Вслед за отдельными упадшими искрами в этот мир попадает и душа Мессии, и Мессия, пребывая среди змей и крокодилов на самом дне, становится «святым змеем», нахаш (слово, имеющее то же численное значение, что и Машиах). По мере развития процесса «тиккун» эта душа освобождается и, покинув темницу, является миру. Эта картина описывала чередования великих депрессий и высшего озарения, которые испытывал Шабтай Цви. Эта теория существовала ещё до отступничества Шабтая, и благодаря ей было подготовлено объяснение даже для таких поступков, как отречение.

Принятие ислама называется сторонниками Шабтая «Святое Отречение». При этом мотивация принятия ислама истолковывается по-разному и во времена Шабтая Цви, и в наше время.

Турецкая традиция дёнме считает, что принятие ислама происходило под угрозой жизни, и это было сделано для того, чтобы предотвратить гонения на евреев; турецкая традиция также считает, что принятие ислама не было искренним. Идея Отступничества Мессии оказалась близка марранам, которые видели в этом оправдание своего отступничества во время преследования евреев в Испании в XV веке.

По другим интерпретациям на мессию не распространяются никакие религиозные запреты, и принятие ислама было сознательным выбором, который был сделан с целью приблизить достижение Цели творения, поскольку для этого души неевреев также требуют спасения, и высший порядок не может иначе восстановиться.

По третьим интерпретациям Шабтай Цви принёс жертву ещё большую, чем Иисус Христос — свою веру и еврейскую идентичность, ради высших целей освобождения евреев.

Шабтай Цви активно ратовал за обновление образа жизни евреев и снятия ряда запретов, вызванных изгнанием. Он организовывал в ритуальных целях намеренные нарушения запретов, а также не стеснялся, в частности, на открытое произнесение Имён.

В целом идеи саббатианства принято сводить к двум основным положениям :

1. «Истинный Бог Израиля» — не Эйн-соф (Бесконечное, «Бог философов»), а сфира тиферет (великолепие, красота Бога). Это соответствует интерпретации лурианской каббалы Натана из Газы про цимцум как самоумалении Эйн-соф перед Творением.

2. Особое место Мессии в исправлении (тиккун) миров. Мессия призван способствовать освобождению «Божественных искр» из-под власти клиппот (деструктивных сил мироздания). В процессе тиккун с приходом Мессии миссия Израиля исчерпывается, а исправление миров начинает осуществлять душа Мессии, спускающаяся за искрами в такие глубины клиппот, с которыми другие души Израиля не могут войти. Для выполнения этой задачи душа Мессии принимает очертания тех клиппот, исправлением которых она занимается. Этим объясняются парадоксы мессии и те его действия, которые воспринимаются как нарушение заповедей Торы. В этих особых случаях действует принцип «нарушение предписаний Торы — это выполнение их».

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Алена Полынь Алена Полынь

Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Роксолана (Анастасия Лисовская, Хюррем Хасеки Султан) Роксолана (Анастасия Лисовская, Хюррем Хасеки Султан)

жена Сулеймана I Великолепного, султана Османской империи

Дэвид Блэйн Уайт Дэвид Блэйн Уайт

американский иллюзионист

Игнатий Игнатьевич Ясюкович Игнатий Игнатьевич Ясюкович

крупный польский промышленник

Андрей Ющинский Андрей Ющинский

киевский школьник, в убийстве которого обвинялся киевский еврей Мендель Бейлис, оправданный в 1913 году судом присяжных

Екатерина Михайловна Ющенко Екатерина Михайловна Ющенко

супруга третьего Президента Украины Виктора Ющенко

Траудль Юнге Траудль Юнге

урождённая Гертрауд Хумпс

Юлия Младшая Юлия Младшая

настоящее имя Випсания Юлия Агриппина

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора