О знаменитости
Тарасов Дмитрий Васильевич: биография
— Когда мы прилетели на свой аэродром, — вспоминал позднее Дмитрий Васильевич, — оказалось, что почти все наши самолёты, участвовавшие в этом полёте, были с пулевыми пробоинами. Однако задание мы выполнили. Фашисты отступили, оставили высоту, а мы, авиаторы, получили от командования благодарность.
Через день Дмитрий вылетел на штурмовку артиллерии и танков врага, скопившихся в лесу севернее Витебска. Шестёрка «Илов» точно вышла на характерный изгиб леса, похожий на подкову. Вот они, чёрные коробки танков, замаскированные в мелколесье! Чуть опустив нос самолёта, Тарасов начал пикировать на цель.
Немцы открыли огонь, но «Илы» упорно шли в атаку. От фюзеляжа отделились чёрные сигары бомб, сверкнув огнями, понеслись к опушке реактивные снаряды. Было видно, как цель обволакивалась дымом, сверкали разрывы бомб, вверх летели чёрные комья.
— Порядок! Горят два танка и две цистерны! — доложил стрелок—радист.
26 июня 1944 года наши войска освободили Витебск. Лётчики ликовали, зная, что есть и их доля в этом успехе.
Однажды командир полка Кирилл Петрович Заклепа пригласил к себе в землянку лётчиков эскадрильи, которой командовал Виктор Феофанов.
— Враг бежит, — сообщил Заклепа. — Нам приказано разбить переправу врага через Западную Двину, у местечка Улла. Шестёрка вашей эскадрильи должна уничтожить эту переправу. Знайте, что немцы зорко охраняют мост, район насыщен средствами зенитной обороны, в воздухе патрулируют истребители. Надо действовать решительно и наверняка! Орешек крепкий, но следует его разгрызть.
— Мы, экипажи штурмовиков, — вспоминал Дмитрий Васильевич, — понимали, что полетим на опасное задание. Знали, что поведёт нас в бой старший лейтенант Иван Шабельников — мужественный и умный командир звена, надеялись, что всё будет в порядке. Скрупулезно изучили маршрут, подходы к переправе, расположение зенитных средств, пригласили истребителей сопровождения, согласовали взаимодействие с ними.
На рассвете шестёрка Ил-2 взлетела, приняла боевой порядок и взяла курс к Улле. Над линией фронта вспыхнули и закурчавились разрывы зенитных снарядов. Дмитрий Тарасов летел в третьей паре. Он видел, как ведущий группы Шабельников пошёл на снижение, направив свой самолёт на переправу. В небе вспыхнули разрывы, где-то западнее Уллы шёл воздушный бой наших «Яков» с «Мессерами».
— Я хорошо разглядел цель, — вспоминал Дмитрий Васильевич. — Деревянный мост, перекинутый через реку, был забит танками и автомашинами, по нему бежали солдаты. Над мостом стоял дым. Потом увидел взрывы бомб, сброшенных с первых самолётов. Фонтаны воды поднялись чуть левее моста. Теперь и я начал пикировать. Все внимание — цели. В последний момент, когда были сброшены реактивные снаряды, перед выводом самолёта из пике, я нажал на бомбосбрасыватель. Затем рванул самолёт вверх, понёсся вдоль дороги, на которой находились автомашины, расстреливал их из пушек и пулемётов. В это время услышал громкий голос воздушного стрелка Ивана Самусёва: «Командир! Прямое попадание!» Я оглянулся. Переправа была разрушена. Что-то горело. А ведущий Шабельников уже передавал по радио: «Задание выполнено. Возвращаемся на базу».
...На аэродроме, у самолётных стоянок, в тот же день появились плакаты — «молнии». На них крупным шрифтом было написано: «Слава лётчику Павлову, отлично выполнившему задание»; «Так бомбить, как Тарасов»; «Учитесь бить врага у Смирнова». А ещё через несколько дней на груди Дмитрия Тарасова засиял орден Славы 3-й степени.
Разведка донесла, что на Полоцком аэродроме сосредоточено большое количество вражеских самолётов. Следовало разбить взлётно — посадочную полосу, уничтожить самолёты, средства обеспечения, склады и живую силу врага.
Под вечер, когда солнце скрылось за зубчатым лесом, в воздух поднялись 12 штурмовиков под командованием гвардии старшего лейтенанта С.И. Афанасьева и 10 истребителей. Группа подошла к вражескому аэродрому незамеченной, на малой высоте. Тарасов видел, как первая шестёрка «Илов», проштурмовав стоянку самолётов, уходила от цели. Опушка леса горела.
Комментарии
Комментарии
выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы
французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований
немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха
американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс
немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант
военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор
российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ
советский авиатор, один из первых полярных лётчиков