Поделиться:

Почетная должность. Алексей Алексеевич Бобринский

Алексей Алексеевич Бобринский приходился внуком Екатерине II, но происхождение – совсем не самое любопытное в его биографии. Деяния и заслуги этого человека трудно перечислить,  причем интересы его лежали в весьма различных областях. Он состоял в императорском обществе сельского хозяйства, в обществе естествоиспытателей и в статистическом комитете, был прекрасным инженером и знатоком точных наук, занимался цветоводством и вывел новый сорт роз, на Украине создал фактически с нуля сахарную промышленность. Но, пожалуй, самым интересным его занятием стало строительство первой железнодорожной линии, проложенной от Петербурга до Царского Села.

Заинтересовавшись мировым опытом строительства железных дорог, граф Бобринский столкнулся с двумя серьезными проблемами и обе обошел элегантно и красиво. Во-первых, в российских газетах началась мощная кампания против самой идеи железной дороги. Утверждалось, что по гладким рельсам состав идти не сможет ввиду физических законов, и даже если его разогнать каким-то образом, то он непременно проскочит мимо станции. К тому же в России, как и за границей, недоброжелатели муссировали «факт», что человек не может выдержать скорость, заявленную в планах строительства – 25 километров в час. Печатались десятки карикатур, на которых поезда приходили к станциям набитые мертвецами.

Для убеждения сомневающихся Бобринский в саду собственного дома построил модель железной дороги – с той только разницей, что роль паровоза исполняла лошадь. Аттракцион этот действовал каждый день, и сотни петербуржцев не только наблюдали за работой крохотной железной дороги, но и смогли прокатиться от станции к станции.

Вторая проблема была традиционна для смелых проектов в любой точке земного шара: полное отсутствие средств для строительства. В государственной субсидии Бобринскому отказали. Поразмыслив, он основал акционерную компанию и немедленно приобрел в ней акции на сумму в четверть миллиона рублей.

Публику поразило не столько само создание компании, сколько размер первого поступления. По Петербургу поползли слухи, что буквально через год каждая акция принесет ее счастливому обладателю десятикратный, а то и более, доход. Естественно, что оборотистые богатые люди начали покупать акции, и в кратчайший срок капитал акционерной компании строительства железной дороги достиг гигантской по тем временам суммы – около пяти миллионов рублей.

Когда рельсы дотянулись до Царского Села, состоялось заседание акционеров, и на нем единогласно был выбран первый директор первой русской железной дороги. Председатель того заседания сообщил Бобринскому:

– Алексей Алексеевич! Мы выбрали вас, потому что вы воистину создали эту дорогу – где умом, где хитростью, а где и железной рукой!

– Прекрасно! – улыбнулся Бобринский. – Но знаете, у меня сейчас другие дела – строю сахарный завод в Смеле…

Однако от почетной должности он все же не отказался, и на его визитных карточках по-французски значилось, что он является директором железной дороги, соединяющей Петербург и Царское Село.

Читать: Алексей Алексеевич Бобринский биография


ОЦЕНИ ИСТОРИЮ

ПОНРАВИЛАСЬ ИСТОРИЯ?

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Другие истории

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора