Поделиться:

О знаменитости

Александр Владимирович Попов: биография


Признано, в том числе современными учёными-древисиноведами, что соблюдение исторической технологии обработки древесины увеличивает длительную сохранность деревянных элементов и долговечность всего строения. Впервые в России реставрация памятника в соответствии с исторической технологией строительства с применением старинного плотницкого инструмента и приёмов работы с ним была осуществлена Александром Поповым при реставрационных работах 1981—1988 годов на церкви Дмитрия Солунского (1784) в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области. Анализируя характерные следы работы тем или иным инструментом, сохранившиеся на древесине в разных местах строения, особенно на тёсаных поверхностях, Попову удалось выявить и заново изготовить инструмент, который применяли плотники в прошлом, и частично восстановить способы обработки им древесины.

Плотницкий топор XVII века существенно отличался от современного: выкованный из высопрочной стали, короткий, каплевидный в сечении, с нешироким, 9—15 см, полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминающий по форме колун для раскалывания дров) лезвием. Иногда, из-за специфики работы заточку лезвия делают несимметричной. Топор более тяжёл, чем топоры XIX века. Топорище длинное и прямое, на конце утолщённое. Топор, которым тесали в XVII веке, в том числе, при постройке церкви Димитрия Солунского в Верхней Уфтюге, при обтесывании скалывает древесину, не утопает в ней глубоко и не оставляет следов в виде царапин, рисок и зазубрин. При этом, при ударе, вогнутой боковой стороной и своей массой одновременно уплотняет древесину на обрабатываемой поверхности. Такой топор держат в руках так, чтобы его лезвие было направлено не параллельно бревну, а перемещалось по дуге к нему — тогда в конце удара топор сам выходил из дерева. В случае, если топор останавливался в древесине и оставлял задир, его снимали следующим ударом, наносимым перед местом окончания в бревне предыдущего удара. Таким образом достигалось плотное примыкание друг к другу перерезанных волокон древесины без задиров. Этот топор оставлял на отёсанной древесине характерные следы: рисунок, похожий на ёлочку или рёбра рыбьего скелета, а в продольном сечении доски волнообразный, напоминающие стиральную доску, рельеф. Тёсаная поверхность получалась настолько гладкой, что об неё нельзя было даже занозить руку, и при этом не плоской и ровной, а волнообразной. С такой поверхности легче уходила дождевая вода, поэтому тёсанная таким образом древесина меньше подвергалась гниению. Технология тёски таким топором также отличается от современной: смотреть на обрабатываемую поверхность надо чуть сбоку, через топор, на дерево (при работе топором XIХ века плотник при тёске смотрит на обрабатываемую поверхность между деревом и топором по отвесу и может видеть только вертикаль поверхности, но не место остановки топора в материале).

В процессе реставрации церкви Ильи Пророка на Цыпином погосте Попов установил, что здесь при тёске применялись топоры, отличные от колунообразных XVII века, с характерно оттянутой пяткой, узким лезвием шириной около 16 сантиметров и треугольной проушиной, отличающиеся от более древних колунообразных топоров.

С целью следования историческим технологиям обработки дерева при проведении реставрационных работ и в Верхней Уфтюге, и в Нёноксе, и на Цыпином погосте и на других объектах использовались реконструированые аналоги этих топоров и других плотницких инструментов.

Обучение

Возглавляемый А. В. Поповым Реставрационный центр имеет лицензию Росохранкультуры на обучение и повышение квалификации в области реставрации.

Библиография

  • Alexandr Popov Constructions and Technologies of Russian Wooden Buildings of XVII-XVIII Centuries (Case Study) The Church of St.Dimitry Solunsky in the Archangelsk Region Proceedings of the 16th International Symposium of the IIWC, Florence, Venice and Vicenza, Italy, 11th - 16th November 2007
  • Попов А. В. О воссоздании исторических плотницких технологий при реставрации деревянных памятников архитектуры. Исчезающая красота: проблемы сохранения ценностей культуры в современной России: Материалы Всероссийской научной конференции. 17-19 мая 2002 года, Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. — 220 с. ISBN 5-89896-196-8.
  • Попов А. В., Шургин И. Н. О воссоздании русской плотничной технологии XVII—XVIII вв. М., 1993.
  • Попов А. В. Технология в реставрации (формулировка проблемы). Альманах «Кириллов». Вып. 6. ВГПУ, из-во «Русь», 2005. — С. 256—261. ISBN 5-87822-267-1.
  • Попов Александр. Конструкции русский деревянных сооружений XVII — XVIII веков. Составитель М. Н. Шаромазов. Ферапонтово:Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник. 2007, 64 с.

Источники

  • Реставрационный центр «Архитектура — Производство — Обучение».

СМИ о Александре Попове

  • Первый канал. Новости. В Вологодской области мастера восстанавливают знаменитый град Китеж. 15 июля 2005, 13:19.
  • Никитинский Л. В. Изобретатель топора. Московские новости. 25 марта 2003 года.
  • Никитинский Л. В. 1000 скворечников. Новая газета. № 97 от 26.12.2005.
  • Беляшов С. В столице ремесленных наук, ровеснице США. Кругозор. № 9, 2008.
  • Беляшов С. Россия: реставрировать так, как строили предки. Шире круг. № 5, 2008, с. 76—79.
  • Юлия Латынина. Код доступа. Передача на радиостанции «Эхо Москвы» от 28 августа 2010 года.
  • Беляшов С. Кирилловский реставратор. Русский вестник. 09.08.2008.
  • Мясоедова Д. Дома как люди. От равнодушия погибают. Московская перспектива. № 12 от 1.04.2003.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Авраам Ясский Авраам Ясский

израильский архитектор

Ясныгин Иван Денисович Ясныгин Иван Денисович

архитектор, автор градостроительного плана застройки г

Юлиан Янушевский Юлиан Янушевский

виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма

Павел Янак Павел Янак

чешский архитектор

Николай Иванович Якунин Николай Иванович Якунин

русский архитектор, банкир

Аскольд Павлович Якубовский Аскольд Павлович Якубовский

русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст

Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф

немецкий архитектор, представитель раннего классицизма

Юварра, Филиппо Юварра, Филиппо

итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора