О знаменитости
Иван Павлович Машков: биография
Зрелые годы
В возрасте 36 лет Машков спроектировал и приступил к постройке доходного дома М. В. Сокол на Кузнецком Мосту. «Сокол» уникален не только в жизни Машкова, но и в московской архитектуре в целом — это, вероятно, единственный дом Москвы, построенный в стиле Венского сецессиона (см. также творчество И. А. Иванова-Шица, развившего собственную версию этого стиля). Золочёная крыша и кованые украшения этого дома (впоследствии утраченные) — заимствованы у Отто Вагнера, при этом здание — традиционно московское, и при постройке составляло единый ансамбль с расположенной в двух кварталах гостиницей «Метрополь». Майоликовая мозаика c изображением буревестника, летящего над волнами, была выполнена Н. Н. Сапуновым (Мир Искусства), и казалась одновременно и цитатой из Максима Горького, и отражением чайки, украшавшей завершённый в том же году Ф. О. Шехтелем Московский художественный театр (одновременно «Сокол» — и имя хозяйки дома, и память о родителях архитектора). В 1895—1917 годах И. П. Машков служил главным архитектором Московской городской управы.
- Дом М. В. Сокол, фото 2007
- Фрагмент дома М. В. Сокол, фото 2007
- Особняк Е. М. Паутынской на Малой Дмитровке, 2008
После революции 1905 года, когда публика отвернулась от модерна, Машков, как и многие современники, перешёл в лагерь неоклассиков. Два его наиболее известных здания той поры — городской ломбард (1911—1915, Большая Бронная улица, 23) и доходный дом Ю. П. Эггерс (1913—1914, улица Россолимо, 4) — выполнены в строгом петербургском стиле. Тогда же, Машков реализовал свой крупнейший проект — неоклассическую Преображенскую психиатрическую больницу (ныне больница имени П. Б. Ганнушкина). В 1908 году И. П. Машков спроектировал архитектурную часть памятника первопечатнику Ивану Фёдорову (скульптор С. М. Волнухин).
В 1908—1933 — заведующий архитектурным отделом Политехнического музея (предшественник нынешнего Музея Архитектуры). Самостоятельно написал и издал десятки книг и пособий по архитектуре, в том числе один из лучших путеводителей по Москве (1895 и 1913). В 1913 году И. П. Машков получил должность надворного советника.
Несмотря на свою деятельность по охране памятников, Машков был сторонником строительства небоскрёбов в Москве и в 1913 году предложил к постройке проект 13-этажной башни на Тверской, заблокированный городской думой.
Общественная деятельность
С 1888 года Машков — действительный член Московского архитектурного общества (МАО). В течение десяти лет, с 1893 по 1903 годы, являлся секретарём МАО. В качестве члена Общества принимал активное участие в подготовке и проведении II и V Съездов русских зодчих. В 1895 году был избран секретарём II Всероссийского Съезда зодчих в Москве и под собственной редакцией выпустил для членов Съезда «Спутник зодчего по Москве». На V Съезде зодчих, состоявшемся в Москве в 1913 году, был избран Товарищем Председателя Съезда. Ко времени открытия Съезда под редакцией Машкова для членов Съезда был издан «Путеводитель по Москве». С 1895 года И. П. Машков состоял членом Комиссии МАО по сохранению древних памятников, занимал сначала должность секретаря Комиссии, а с 1913 года являлся товарищем (заместителем) её Председателя. По инициативе и под редакцией Машкова Московским архитектурным обществом издавались «Труды Комиссии по сохранению древних памятников». Машков занимался исследованием и обмерами древнерусских памятников, документировал святыни Дмитрова, Боровска и Москвы, редактировал художественно-исторические журналы. Архитектор руководил реставрацией Сухаревской башни, кремлёвских соборов, собора Василия Блаженного. С 1908 по 1918 годы являлся товарищем Председателя МАО Ф. О. Шехтеля. В качестве одного из руководителей Московского архитектурного общества, Машков выступил организатором постройки Дома Архитекторов МАО в Ермолаевском переулке (ныне Музей современного искусства).
Комментарии
Комментарии
израильский архитектор
архитектор, автор градостроительного плана застройки г
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма
чешский архитектор
русский архитектор, банкир
русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст
немецкий архитектор, представитель раннего классицизма
итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко