Поделиться:

О знаменитости

Левков Владимир Израилевич: биография


Испытание первого в мире катера на воздушной подушке (Л-1) прошло на полигоне возле деревни Пейпия Кингисеппского района Ленинградской области в 1934 году.

(В. И. Левков)

В 1927 году молодой доцент Владимир Израилевич Левков, специалист по аэродинамике, начал проводить опыты над моделями аппаратов на воздушной подушке. Только через семь лет, в 1934 году, было испытано первое в мире судно на воздушной подушке. Это был катер Л-1.

Работы эти были секретными. И подробности о испытании на Копанском озере стали впервые известны массовому читателю и исследователю только после публикации книги адмирала Никитина «Катера пересекают океан». Одну из глав он полностью посвятил испытанием СВП на Копанском озере, где он командовал дивизионом радиоуправляемых торпедных катеров в Пейпии.

Эти события происходили в тот период когда конструкторы кораблей в очередной раз столкнулись с проблемой увеличения скорости кораблей, подводных лодок, катеров и судов. Возможности водоизмещающего режима плавания к этому моменту были исчерпаны полностью. Возможности глиссирующего режима плавания были ограничены. На эту тему в Советской России тонкие исследования провёл молодой авиаконструктор будущий академик А. Н. Туполев. Он создал формулы для практических расчётов глиссирующих судов. Открывалась неясна перспектива для судов, которые бы парили над поверхностью воды.

В конце 1930-х годов моряки на манёврах Балтийского флота замечали как вдали, на горизонте с большой скоростью проносились какие-то катера. На глаз их скорость была не менее 50 узлов. Очевидцам не верили. Ни один из известных кораблей и катеров того времени такой скорости развить не мог.

Старый кораблестроитель рассказывал: «Я стоял на палубе нового миноносца. Корабль проходил испытания. Вдруг я увидел, как пронёсся катер и быстро обогнал нас. Рассмотреть его никто толком не успел. По роду своей работы я знал, что это за „штука“, однако рассказывать не имел права. Взяв у командира бинокль, я внимательно осмотрел берег, с которого сошёл катер, но там уже ничего не было видно…» Это был катер, сконструированный по типу СВП профессора Левкова. Его катера выглядели необычно. Широкая и плоская платформа несла сзади два самолётных киля. Первая практическая конструкция СВП была итогом интенсивной работы в течение нескольких лет. Вторая по счёту модель выглядела по-другому. Она была уже не круглой, а вытянутой, каплевидной формы. Там, в вырезах, в наклонном положении стояли электродвигатели с пропеллерами. Именно этот прототип лег в основу СВП.

Л-1

в 1934 году, было испытано первое в мире судно на воздушной подушке. Это был катер Л-1. Идеи, заложенные в основу СВП, привлекли внимание военного ведомства, и Левков был приглашён на работу в Москву, в Московский авиационный институт. В багаже он привёз с собой двухметровую рабочую модель СВП. В здании института для работы над этой темой был построен специальный бассейн. Испытания проходили успешно и однажды модель попросили показать начальнику военно-воздушных сил Алкнису, академику Юрьеву и знаменитому авиаконструктору Туполеву. Они оценили работу над моделью как перспективную и порекомендовали немедленно взяться за проект реального катера на воздушной подушке. Летом 1934 года катер «Л-1» был построен и первые испытания прошёл на Плещеевом озере недалеко от Москвы.

Л-5

Результаты первых практических испытаний легли в основу конструкции нового катера «Л-5», который весил уже более 8 тонн (1936 год). Он имел дюралюминиевый корпус катамаранного типа и развил на испытаниях скорость в 130 километров в час. Л-5 двигался не только над водной поверхностью, но и над сушей. Кроме кабины водителей имелось помещение для десантников и торпеды.

Испытания катера проводились уже на Копанском озере и на Финском заливе в районе деревни Пейпия Кингисеппского района Ленинградской области. «Здесь, как мы знаем, уже существовал полигон для испытания новейших секретных катеров». Этим дивизионом катеров командовал капитан-лейтенант Никитин.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Панфилович Яценко Владимир Панфилович Яценко

советский авиаконструктор

Михаил Кузьмич Янгель Михаил Кузьмич Янгель

видный советский конструктор ракетно-космических комплексов

Эндрю Юр Эндрю Юр

британский экономист

Хуго Юнкерс Хуго Юнкерс

профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers &

Томас Эндрюс Томас Эндрюс

ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте

Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун

английский бизнесмен, в настоящее время президент FOM

Франц Якоб Шпет Франц Якоб Шпет

германский конструктор музыкальных инструментов

Шпагин Георгий Семёнович Шпагин Георгий Семёнович

советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора