Поделиться:

О знаменитости

Жак-Мари-Эмиль Лакан: биография


Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, — «символическому», третий этап, постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно».

Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное структурировано как язык, что оно есть результат воздействия речи на субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обуславливало интерес Лакана к лингвистике.

Стадия зеркала

Одним из важных дополнений Лакана к мыслям Фрейда было открытие стадии зеркала — стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека.

Критика

Алан Сокал и Жан Брикмон в своей книге «Модная чепуха» критикуют ту вольность, с которой Лакан оперирует терминами, заимствованными из различных областей математики, таких как, например, топология, обвиняя его в «поверхностной эрудиции» и злоупотреблениями научными понятиями, которые он, в сущности, не понимает. Другие же критики отвергают работы Лакана полностью, не ограничиваясь акцентами на несостоятельности и противоречивости использования математической терминологии. Франсуа Рустанг отзывается о текстах Лакана не иначе как о «бессвязной системе псевдонаучной тарабарщины» и приводит цитату Ноама Чомски, в которой тот описывает Лакана как «забавного и сознательного шарлатана». Дилан Эванс, некогда психоаналитик-лаканист, впоследствии отказавшийся от лакановского психоанализа по причине отсутствия какой бы то ни было научной обоснованности, а также потому, что, по его мнению, лакановский психоанализ скорее вредит, нежели помогает пациенту, — критикует отношение последователей Лакана к его труду как к своего рода священному писанию. Историк культуры Ричард Вебстер подвергает критике неясность текстов Лакана, высокомерие, по его мнению, произросшее из «культа Лакана». Ричард Докинз в рецензии к книге Сокала и Брикмона «Модная чепуха» в связи с Лаканом говорит: «Для гарантии того, что автор всего этого — шарлатан, нам, в сущности, и не нужен математический кругозор Сокала и Брикмона. Возможно, он прав относительно вещей, не касающихся науки? Но, на мой взгляд, философ, приравнивающий эректильный орган квадратному корню из минус единицы, полностью теряет доверие, когда дело доходит до вещей, о которых я не имею вообще какого бы то ни было представления». Малькольм Боуи высказывает мысль, что Лакан «как и все люди, рьяно противостоящие какой бы то ни было тотализиции (полной картине), в том, что мы называем гуманитарными науками, — обладал этой фатальной слабостью — любовью к системе».

Книги на русском языке

  • Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). — М.: Гнозис/Логос, 1998.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). — М.: Гнозис/Логос, 1999.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). — М.: Гнозис/Логос, 2002.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа (1959/60). — М.: Гнозис/Логос, 2006.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). — М.: Гнозис/Логос, 2004.
  • Лакан Ж. Имена — Отца. — М: Гнозис/Логос, 2005.

Семинары

  1. Lacan, Jacques. L’Homme aux Loups. S?minaire 1951—1952. / Lacan J. ?crits techniques. — Paris: A.L.I., 1999. — P. 481—496.
  2. Lacan, Jacques. L’Homme aux rats. S?minaire 1952—1953.
  3. Lacan, Jacques. Les ?crits techniques de Freud. S?minaire 1953—1954. — Paris: A.L.I., 1999.
  4. Lacan, Jacques. Le moi dans la th?orie de Freud et dans la technique de la psychanalyse. S?minaire 1954—1955. — Paris: A.L.I.
  5. Lacan, Jacques. Les structures freudiennes des psychoses. S?minaire 1955—1956. — Paris: A.L.I., 1999.
  6. Lacan, Jacques. La relation d’objet. S?minaire 1956—1957. — Paris: A.L.I.
  7. Lacan, Jacques. Les formations de l’inconscient. S?minaire 1957—1958. — Paris: A.L.I.
  8. Lacan, Jacques. Le d?sir et son interpr?tation. S?minaire 1958—1959. — Paris: A.L.I., 2005. — P. 576.
  9. Lacan, Jacques. L’ethique de la psychanalyse. S?minaire 1959—1960. — Paris: A.F.I., 1999. — P. 590.
  10. Lacan, Jacques. L’identification. S?minaire 1959—1960. — Paris: A.L.I.
  11. Lacan, Jacques. L’angoisse. S?minaire 1962—1963. — Paris: A.L.I., 2007. — P. 408.
  12. Lacan, Jacques. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. S?minaire 1964. — Paris: A.L.I., 2007. — P. 318.
  13. Lacan, Jacques. Probl?mes cruciaux pour la psychanalyse. S?minaire 1964—1965. — Paris: A.L.I.
  14. Lacan, Jacques. L’objet de la psychanalyse. S?minaire 1965—1966. — Paris: A.L.I.
  15. Lacan, Jacques. La logique du phantasme. S?minaire 1966—1967. — Paris: A.L.I.
  16. Lacan, Jacques. D’un Autre ? l’autre. S?minaire 1968—1969. — Paris: A.L.I.
  17. Lacan, Jacques. L’envers de la psychanalyse. S?minaire 1969—1970. — Paris: A.L.I., 2006. — P. 318.
  18. Lacan, Jacques. … ou pire. S?minaire 1971—1972. — Paris: A.L.I., 2000. — P. 188.
  19. Lacan, Jacques. Encore. S?minaire 1972—1973. — Paris: A.L.I.
  20. Lacan, Jacques. R.S.I. S?minaire 1974—1975. — Paris: A.L.I., 2002. — P. 212.
  21. Lacan, Jacques. Le sinthome. S?minaire 1975—1976. — Paris: A.L.I., 2001. — P. 188.
  22. Lacan, Jacques. L’insu que sait de l’une-b?vue s’aile ? mourre. S?minaire 1976—1977. — Paris: A.L.I., 2005. — P. 136.
  23. Lacan, Jacques. Le moment de conclure. S?minaire 1977—1978. — Paris: A.L.I., 2004. — P. 128.
  24. Lacan, Jacques. La topologie et le temps. S?minaire 1978—1979. — Paris: A.L.I.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Джон Локк Джон Локк

английский философ и педагог

Фридрих Шеллинг Фридрих Шеллинг

немецкий философ, представитель идеализма

Уильям Оккам Уильям Оккам

английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века

Аристотель Аристотель

древнегреческий ученый и философ

Георг Гегель Георг Гегель

философ, один из создателей немецкой классической философии

Маркс, Карл Маркс, Карл

основоположник марксизма, автор «Капитала»

Джордано (Филиппо) Бруно Джордано (Филиппо) Бруно

итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ) Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ)

философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора