Верико Анджапаридзе: биография
Творчество
Анджапаридзе представляла романтическое течение грузинского театра. Наделенная прекрасными внешними данными, одухотворенной красотой, уникальным грудным голосом, она умела создать яркий сценический образ, проникнутый тонким лиризмом, убедительным психологическим рисунком. Блестяще владела актёрской техникой, «плела кружева» из филигранно отшлифованных деталей характера: интонаций, жестов, мимики. Играя сложные роли мировой и отечественной драматургии, быстро завоевала славу грузинской Комиссаржевской.
За первыми триумфальными успехами в спектаклях Марджанишвили «Гамлет» У. Шекспира (1928) и «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (1929) в ролях Офелии и Юдифи, ставших вершинами её творчества, последовали Графиня в комедии Бомарше (1937) и Дездемона Шекспира (1932), Луиза Шиллера (1937) и Лариса Островского (1944), Мирандолина Гольдони и Медея Еврипида (1962). Лучшие роли: Гинатре («Гурия Ниношвили» Дадиани, 1934), Джавара и Цыганка («Изгнанник» Важа-Пшавела, 1945), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира, 1951), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына, 1940), Мария Стюарт (одноименная пьеса Шиллера, 1955), Бабушка Эухенья («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 1957), Мать («Мать» К. Чапека, 1965). Любимыми ролями считала Юдифь, которую играла на протяжении сорока лет, Гинатре, Маргариту Готье, Клеопатру, Бабушку (свою первую возрастную роль) а несыгранной — Джульетту (Марджанов собирался поставить трагедию Шекспира с Джульеттой — Н. Вачнадзе и Ромео — В. Анджапаридзе, но этот своеобразный проект остался неосуществленным). Верико была универсальной актрисой, умела блеснуть и комедийными красками (Графиня в «Женитьбе Фигаро», 1937, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы», где партнером Верико был Серго Закариадзе). Известно, что когда Верико сыграла роль Маргариты в «Даме с камелиями», В. И. Немирович-Данченко сказал: «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники». И сравнил её с Сарой Бернар. Последними её работами стали фру Альвинг в «Привидениях» Г. Ибсена (1978) и Ненни в постановке С. Чиаурели «Влияние гамма лучей на бледно-желтые ноготки» по пьесе П. Зинделла (1984). Работы как режиссёра: «Измена» А.Сумбатова-Южина, 1966, «Дон Карлос» Шиллера, 1972. В 1972 как режиссёр возобновила легендарный спектакль Марджанишвили «Уриэль Акоста», посвятив его 100-летию со дня рождения учителя (Юдифь сыграла её дочь, Софико Чиаурели).
С 1923 снималась в кино, в основном у М. Э. Чиаурели в фильмах. Сниматься в кино не любила, она не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на её работу. Лишь Русудан (Георгий Саакадзе) и мать в Отаровой вдове по драме И.Чавчавадзе она признавала своими творческими удачами, возможно потому, что судьбы героинь были близки её личной драме — потере уже взрослого сына.
Маленьким шедевром стал одноминутный эпизод в фильме «Покаяние» Т. Абуладзе, где актриса произносит всего одну, ставшую афоризмом фразу: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?» Последняя работа в кино — «Семья» Наны Джанелидзе, где создала пронзительный образ горького старческого одиночества. С годами она стала играть проще, ушёл присущий ей романтический пафос. «Теперь я играю в тапочках», — говорила она о своих последних ролях.
Признание и награды
- Сталинская премия первой степени (1943, 1946) — за исполнение роли Русудан в фильме «Георгий Саакадзе» (1—2 серии).
- Сталинская премия второй степени (1952) — за исполнение роли Дареджан в спектакле «Его звезда» И. О. Мосашвили.
- Народная артистка СССР (1950).
- Орден Ленина (1950, 1979).
- Орден Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1958).
- Государственная премия Грузинской ССР им. К. Марджанишвили (1975).
- Государственная премия Грузинской ССР им. Ш. Руставели (1979).
Фильмография
- 1925 — Кошмары прошлого — жена Сандро
- 1925 — Ценою тысяч — жена крестьянина
- 1926 — Дина Дза-дзу — Махалят, мать Дины
- 1929 — Саба — Маро
- 1929 — Трубка коммунара — тётка Луиза
- 1933 — Двадцать шесть комиссаров — жена рабочего
- 1934 — Последний маскарад
- 1937 — Арсен — княжна Манана Бараташвили
- 1937 — Золотистая долина — Саломэ, мать Тэдо
- 1941 — Каджана — гадалка Бабеле
- 1942 — Георгий Саакадзе — Русудан
- 1948 — Кето и Котэ — княгиня
- 1949 — Падение Берлина — мать Ганса
- 1949 — Счастливая встреча — Нино
- 1953 — Великий воин Албании Скандербег — Дафина
- 1957 — Отарова вдова — вдова
- 1958 — Мамлюк — Родами, мать князя Чаришвили
- 1958 — Трудное счастье — бабушка Нагорного
- 1960 — Повесть об одной девушке — бабушка Мария
- 1960 — Прерванная песня — Мариам, мать Элико
- 1963 — Генерал и маргаритки — Марта Функ
- 1965 — Иные нынче времена — княгиня
- 1966 — Встреча с прошлым — Пелагея, жена сельского богача Алмасхана
- 1969 — Не горюй! — мать Коки Каландадзе
- 1969 — Десница великого мастера — мать Арсанидзе
- 1970 — Чермен — мать Чермена
- 1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — мать
- 1973 — Старые зурначи — Бабале
- 1982 — Дом Бернарды Альбы — Мария-Хосефа
- 1984 — Легенда о Сурамской крепости — старая гадалка
- 1984 — Покаяние — странница
- 1985 — Семья — Русудан
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
американская танцовщица, модель и актриса
российские иллюзионисты
хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»
директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед
муза Владимира Маяковского
создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры
российская актриса театра и кино, Народная артистка России