Малик Каюмович Каюмов: биография
Экспедиция в Самарканд
В июне 1941 года от Ташкентской киностудии Каюмов был прикомандирован к экспедиции, которой было поручено провести работу по установлению документальной подлинности захоронения Тимура — вскрыть гробницы Тамерлана, его сына Шахруха и внука Улугбека в Самарканде. Малика с тремя операторами включили в состав экспедиции не случайно. Каюмов в то время был достаточно известный в республике кинооператор и едва ли не единственный в Ташкенте человек, который мог управлять камерой. В раскопках гробницы участвовал председатель правительственной комиссии востоковед А. А. Семенов, М. М. Герасимов, прежде восстанавливавший по останкам костей облик царя Иоанна Грозного, Т. Н. Кары-Ниязов, писатель С. Айни.
96-летний Малик Каюмов верил в проклятие Тамерлана и в то, что если бы не началась эксгумация, то не было бы Великой Отечественной войны. Об этом он подробно рассказал, снявшись в роли рассказчика в документальном фильме «Проклятие Тамерлана» (2006 год).
Фронтовой оператор
С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржева, а также при освобождении Белоруссии.
Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Парой Каюмову был Алексей Семин, который дважды его спасал, вынося раненым с поля боя. После первого ранения Малик лечился в госпитале три месяца. Второе ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Москве в Лефортово. Сначала хотели ампутировать ногу, но в итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Малик Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.
В узбекистанском кинематографе
В послевоенное время М. Каюмов работал на киностудии «Узбекфильм» и уже в начале 1950-х годов считался лучшим режиссёром документального кино в республике. С 1976 по 1986 год был секретарем правления Союза кинематографистов Узбекской ССР, избирался в Верховный Совет республики.
Всего Малик Каюмов снял свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент. Позднее за свои работы был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Государственной премии СССР и Государственной премии им. Хамзы, премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
Сразу после войны вышел знаменитый фильм Каюмова, посвящённый строительству ГЭС в долине Сырдарьи «Огни Фархада», после него — кинокартина «Приезжайте к нам в Узбекистан». Последняя была удостоена Золотой медали на международном кинофестивале в Венеции. По всему миру был показан документальный фильм режиссёра «Паранджа», который был удостоен одного из высших призов — Гран-при Лейпцигского кинофорума «Золотой голубь».
В 1966—1968 годы Каюмов снимал последствия землетрясения в Ташкенте. Документальный фильм «Ташкент, землетрясение», запечатлевший борьбу человека со стихией, а также большие стройки в Узбекской ССР, обошёл весь Советский Союз. Каюмов несколько лет снимал документальное кино о зарубежном Востоке, получившее также широкую известность. Наиболее известные среди этих работ: «Утро Индии», «Вьетнам — страна моя». Снял серию фильмов об Афганистане. Особую популярность принёс кинорежиссёру фильм «Кто стреляет в республику» 1984 года.
Комментарии
Комментарии
американская танцовщица, модель и актриса
российские иллюзионисты
хореограф и участница телешоу «Comedy Woman»
директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, искусствовед
муза Владимира Маяковского
создатель, солист и руководитель белорусского ансамбля Сябры
российская актриса театра и кино, Народная артистка России