Поделиться:

О знаменитости

Итосу Ясуцунэ: биография


Мифы об Итосу популяризировались его учеником — Фунакоси. Возможно, Фунакоси преследовал корыстную цель — очень почётно быть учеником такого прославленного и великого бойца, каким Итосу предстаёт в легендах. Не исключено, что часть легенд Фунакоси сочинил сам, стремясь утвердить, в том числе, и свой собственный авторитет.

Вклад в каратэ

Анко Итосу по праву считается крупнейшим реформатором боевого искусства и фактическим создателем современного каратэ. Он так же заложил основу массового открытого преподавания боевого искусства и развития физкультурно-оздоровительного аспекта каратэ.

Считалось, что настоящими носителями традиции боевого искусства могут быть только китайцы и те, кто у них обучались, поэтому окинавские мастера регулярно посещали Китай, где учились у разных мастеров. В Китае учились Мацумура, Хигаонна, Мияги. В этом плане Итосу был мастером «второй волны» — он никогда не был в Китае и учился у окинавских мастеров. Возможно, именно поэтому он решился на радикальное реформирование боевого искусства, которое многим мастерам старой школы могло показаться святотатством.

В техническом плане Итосу развил искусство прямого удара кулаком — цуки. Он ввёл в практику каратэ доворачивание кулака во время удара, что усилило мощь удара и придало ему современный вид.

Итосу понимал, что тотэ чрезвычайно опасно, поэтому он пересмотрел технику, исключив наиболее опасные приемы. Многие технические элементы, которые в настоящее время практикуются с сжатыми кулаками (сэйкэн), ранее применялось с нукитэ, либо с открытыми, готовыми к захвату, руками. Замена различных положений кистей рук на сэйкэн так же облегчила групповое обучение, поскольку работа открытыми руками требует большой подвижности и силы пальцев, чего достаточно трудно достигнуть большинству учеников.

Таким образом, широкое внедрение удара кулаком сделало тотэ менее травмоопасным как для атакующего, так и для атакуемого.

Итосу сам создал несколько ката, что считалось неслыханной дерзостью, поскольку ката считались воплощением мудрого духа древних мастеров и все ката пришли на Окинаву из Китая. Ката понимались в мистическом аспекте как канал соприкосновения с эзотерической сутью мастерства. Итосу же воспринимал ката как обычный комплекс для отработки базовой техники, а ореол сакральности, по его мнению, лишь вредил этому. Так же он первым ввёл в нумерацию ката термин «дан» — «уровень», что было удобно для обучения при движении от простого к сложному.

Итосу всемерно способствовал включению боевого искусства в программу средней школы, что в виде эксперимента было сделано в апреле 1901 года. А в октябре 1907 года для обоснования и облегчения преподавания боевого искусства в школах мастер написал свои знаменитые «Десять заповедей о занятиях тотэ».

Следует признать, что реформа Итосу осложнила понимание технического значения некоторых элементов ката. Облегчение процесса обучения и прекращение традиции тайной передачи боевого искусства привели к неоднозначным последствиям, результатом чего стали различные трактовки бункай в некоторых ката.

Ката

За период с 1895 по 1900 годы Итосу создал свои версии основных ката стиля Сюри-тэ:

  • Кусянку сё
  • Найханти 1-3
  • Усэйси (Годзюсихо)
  • Дзиин
  • Кусянку
  • Тинто
  • Дзион
  • Ванею
  • Дзиттэ
  • Тинтэй
  • Сихо
  • Бассай дай
  • Рохай 1-3
  • Бассай cё
  • Кусянку дай

В 1901 году Итосу посредством упрощения китайских форм Тао разработал серию из пяти ката Пинан, предназначенных для освоения каратэ младшими учениками средней школы.

Критика стиля

Помимо верных последователей и учеников, Итосу имел и критиков.

Например, Фудзивара Рёдзо приводит слова, якобы сказанные Кодзё Кахо, наследником кэмпо семьи Сай-Кодзё: «Каратэ Мацумуры Мунэхидэ — подлинное каратэ, а каратэ Итосу Анко полно ошибок. После создания префектуры Окинава подлинное каратэ исчезло. А то каратэ, которое в последнее время практикуют жители Сюри, полно ошибок, и о нём и говорить не следует». Интересно, что Кодзё противопоставляет стиль Итосу и стиль его учителя — Мацумуры. Однако, что именно вызвало негативную реакцию Кодзё, неизвестно. Возможно, суть состояла в изменении Итосу китайских ката и снижение прикладного аспекта боевого искусства.

Следует заметить, что Мацумура был прямым продолжателем китайской традиции и всегда утверждал, что преподаёт именно китайское боевое искусство.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Алевтина Анатольевна Черникова Алевтина Анатольевна Черникова

ректор МИСиС, учёный и политик

Лев Давыдович Лев Давыдович

краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума

Наталья Николаевна Яровенко Наталья Николаевна Яровенко

российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24

Гогэн Ямагути Гогэн Ямагути

выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги

Яблонский Нил Александрович Яблонский Нил Александрович

советский художник и преподаватель

Жерар Эккинг Жерар Эккинг

французский виолончелист лотарингского происхождения

Константин Жорж Ромен Эже Константин Жорж Ромен Эже

бельгийский учитель викторианской эпохи

Владимир Петрович Шмидт Владимир Петрович Шмидт

капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора