О знаменитости
Гавриил Александрович Шульц: биография
Садово-парковая скульптура
Г. А. Шульцем создан ряд произведений садово-парковой скульптуры, в том числе для ЦПКО им. А. М. Горького в Москве: «Пловец» (1948), из цикла «Времена года» здесь установлена только «Зима» (1966). Гавриил Александрович, высоко ценя творчество прибалтийских скульпторов, участвовал в их выставках под открытым небом.
Портрет
Портреты. Г. А. Шульц, помимо запечатления «неизбежных», что наводнили всю страну, и которых, как известно, лепили практически все скульпторы советской эпохи, «принятых и не принятых», создал портреты: полководца А. В. Суворова (1951; в соавторстве с графиком А. М. Лаптевым), ботаника И. В. Мичурина (1948), скульпторов С. Д. Лебедевой и А. И. Тенеты, минералога П. В. Еремеева (1952) и химика М. М. Шульца (1966), композитора А. А. Спендиарова (1960-е), скульптора Н. И. Нисс-Гольдман (1969), скульптора-анималиста, керамиста П. М. Кожина (1976), и десятков других, в том числе — безвестных ныне моделей.
Мелкая пластика
В то время, как работал художник всю жизнь над монументальными произведениями, тяготел он к камерному жанру мелкой пластики, в котором создал множество произведений, наделённых лирической проникновенностью и содержательной простотой. Это работы в разнообразных материалах: от пластилина, глины, дерева и пластмассы до цемента, кованного метала и мрамора, значительное число работ выполнено в малотиражной майолике. Этюдность произведений в жанре ню, как нельзя лучше воплотила в себе его тенденцию к импровизации, сочетаемой с упоённым любованием совершенством форм при глубоком знании натуры, в отношении керамики скульптора справедливо отметить, определённо прослеживаемую творческую линию, также продолжающую матвеевскую традицию.
Знаток натуры
Г. А. Шульц регулярно помогал другим скульпторам, которые прибегали к его содействию из осознания того, что «вмешательство» этого авторитетного знатока натуры гарантирует успех при всесокрушающем, беспощадно «анатомирующем» худсоветском цензе. «Гавриил Александрович — знаток обнаженной натуры», — говорили скульпторы его поколения, и это очевидно , но есть несколько тем, разработкой которых он озадачивался всю жизнь, и небезуспешно: портрет ученого, материнство, наконец, уже упомянутая — пушкинская (здесь опять же можно наблюдать след мировоззрения, о котором сказано выше, даже в обращении его к безнадежно девальвированной халтурными штамповками теме «человека труда» мы можем наблюдать добросовестность и следование лучшим традициям пластики («Портрет шахтёра из города Сакаля», 1965, ГРМ).
Круг художника
Дружеские отношения связывали Г. А. Шульца с художниками П. А. Осолодковым и Г. Н. Трауготом, с дальним родственником А. М. Лаптевым (автор образов и первый иллюстратор «Незнайки» Н. Н. Носова), с юности — с анималистом Г. Е. Никольским, скульптором, тоже «матвеевцем», Б. Е. Каплянским, и выдающимися мастерами старшего поколения С. Д. Лебедевой и Н. М. Чернышёвым, и младшего — Я. Н. Купреяновым, А. П. Файдыш-Крандиевским, — со многими другими. Он входил во Всебелорусское объединение художников (Минск. 1927—1930), в котором состояли, через много лет участвовавшие с ним в «Выставке пяти», художники М. М. Аксельрод и М. Х. Горшман.
Как искусствовед, Г. А. Шульц выступал с докладами о А. С. Голубкиной, А. Т. Матвееве, С. Д. Лебедевой, П. Трубецком, П. В. Кузнецове и др. Касаясь этой стороны его деятельности следует вспомнить о его творческих контактах со знатоком древнерусской пластики Г. К. Вагнером, которого он знал ещё по Сибири, в витебскую пору — с искусствоведом Петром Евгеньевичем Даркевичем, отцом ведущего российского этнографа-мидиевиста В. П. Даркевича. В педагогической деятельности Г. А. Шульца весомо сказались его эрудиция и философский склад ума.
Комментарии
Комментарии
великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор
народный художник Украины, донецкий художник и скульптор
нидерландский художник и кинетический скульптор
бельгийский и французский скульптор и график
американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья
российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов
американский и венесуэльский скульптор
швейцарский художник и скульптор