Поделиться:

О знаменитости

Ефим Васильевич Честняков: биография


  • Несколько раз посещал дачу И. Репина «Пенаты», где показывал своё творчество, читал литературные произведения. Здесь же познакомился с К. Чуковским, который свёл Честнякова с издателями.
  • В начале 1914 года в журнале «Солнышко» № 1 была опубликована сказка «Чудесное яблоко», а в издательстве «Медвежонок» отдельной книжкой с иллюстрациями автора вышло три сказки Честнякова «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергиюшко».
  • Летом 1914 года иллюстрировал сказку «Семеро сирот из Фростмо», которая должна была выйти отдельной книжкой, но начавшаяся война перечеркнула эти планы.

После начала Первой мировой войны Ефим Честняков стал собираться домой в Шаблово. Перед отъездом у Честнякова появилась возможность приобрести необходимые материалы для работы и благополучно довезти до Шаблово большой багаж, кроме того, у него появился фотоаппарат (возможно, он получил гонорар за иллюстрации к неопубликованной сказке и/или поддержку со стороны А. И. Коновалова).

Окончательное затворничество. Жизнь в Шаблово (1914—1961)

  • 1914 — по состоянию здоровья освобождён от воинской обязанности.
  • 1914—1915 — становится первым фотографом в Шаблово, запечатлевая на фотопластинки родных и земляков (видимо, у Честнякова был только один комплект фотопластин, после израсходывания которого Ефим навсегда лишился возможности заниматься фотографией).
  • 1917 — Ефим с воодушевлением воспринял приход новой власти. «Пусть дадут помещение, материал: я буду рисовать новую Россию…»
  • 1918—1920 — член Кологривского отделения общества по изучению местного края.
  • С ноября 1919 — принимал участие в работе Дворца Пролеткульта, где преподавал в художественной и театральной студиях.
  • 1920 — февраль 1925 — народный заседатель волостного суда.
  • 1 декабря 1920—1925 — Ефим Честняков руководил созданным им детским садом в Шаблово, где организует детский театр.
  • 24 марта 1924 — выставка эскизов-картин и художественных изделий из глины в Кологривском краеведческом музее.
  • 4 июля 1928 — «Литературно-концертный вечер оригинальных произведений Е.Чесненкова-Самойлова» в городском театре г. Кологрива.

С конца 1920-х годов у Честнякова начался творческий кризис («дело моё — плачет», «лодка моя на мели»), вызванный прежде всего отсутствием самого необходимого для творчества, горькой нуждой, а также непониманием и отсутствием какой-либо поддержки со стороны властей (к тому же звучало обвинение и в «буржуазном формализме»).

Пользовался в это время Честняков, в основном, дешёвой акварелью для школьников, которую покупал в Кологриве, рисуя портреты земляков на сподручном материале (альбомных листках, бланках документов). Известно, что из Москвы краски также присылал Корней Чуковский. О словесности в 1920-е годы в письме к И. М. Касаткину он сообщал, что она «почти вся написана раньше».

С начала XX века и до самой смерти Ефим Честняков беспокоился о сохранении своего творческого наследия. Отказавшись продавать лучшие свои произведения в Петербурге и Вичуге, отказавшись отдавать в Эрмитаж скульптуру, даже отказываясь печатать свои литературные произведения, всё свое творческое наследие он хранил у себя в доме в Шаблово в неприспособленных для этого условиях. Картины, скульптуру, записи разрушало время.

С 1920-х годов обеспокоенность о судьбе своего творчества превратилась в главную проблему художника. «Годы мои уходят, стал волноваться за судьбу своих словесных и изобразительных произведений…». «Приблизилась старость. И всё больше беспокоюсь о моих искусствах, на что затрачена жизнь». «Всё моё-то без призора лежит, в куче». Лишь после войны, в самые последние годы жизни, Ефиму удалось приспособить под «мастерскую» для хранения картин старую избу, в которой когда-то жили его родные, избу более светлую и просторную, чем собственная «шалашка».

Чтобы решить задачу, как «призреть свои детушки-картины» в последнюю свою зиму Ефим дважды вызывал из Ленинграда в Шаблово своего верного товарища А. Г. Громова. «У меня большая забота, что круглой сиротой… останутся мои художества…» (из письма от 16 ноября 1960 г.). Но все старания Громова, простого учителя, «упирались в безразличие ответственных работников культуры».

Комментарии

Комментарии

Дмитрий Шахунов 2014-12-13 15:36:51

говно а не сайт

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Микеланджело Буонарроти Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора