О знаменитости
Варвара Александровна Бахметева: биография
Известнейшее произведение поэта «Демон» неоднократно переписывалась поэтом, её третья редакция прямо посвящена Лопухиной, шестая и седьмая отправлены ей поэтом с посвящением.
В драме «Два брата», над которой работал поэт уже после замужества Варвары, подчёркиваются меркантильные отношения современного ему брака, отношения купли-продажи, а не глубокого чувства между супругами. Подобный сюжет — сильное чувство связывающее персонажей до замужества героини, не угасает, а только становится сильнее после разлуки — будет фигурировать и в более поздних произведения поэта Княгине Лиговской и Герое нашего времени. Об автобиографичности драмы Лермонтов писал «… Пишу четвёртый акт новой драмы, взятой из происшествия, случившегося со мной в Москве.»
С именем Варвары Лопухиной тесно связывают и стихотворение Лермонтова адресованное Екатерине Быховец: «Нет, не тебя так пылко я люблю». По воспоминаниям самой Быховец:
Автобиографичные моменты встречались и в романе «Герой нашего времени». По мнению первого биографа Лермонтова Павла Висковатого:Н. Ф. Бахметеву казалось, что все, читавшие Княжну Мэри, узнавали в образе Веры и её мужа чету Бахметевых.
Сами за себя говорят и описания, данные поэтом своим женским персонажам:
- Княгиня Лиговская: «Княгиня Вера Дмитриевна была женщина 22 лет, среднего женского роста, блондинка с черными глазами, что придавало ее лицу какую-то оригинальную прелесть»,
- Княгиня Вера: «… она среднего роста, блондинка», у нее «глубокие» глаза, что равносильно определению «темные»,
- из стихотворения ребёнок:
И быстрые глаза, и кудри золотые,
И звонкий голосок! — Не правда ль, говорят,
Ты на нее похож?
А вот как описывала образ Варвары Бахметевой её внучатая племянница О. Н. Трубецкая: «С портрета, оставшегося у меня в Москве, глядят большие, кроткие темные глаза, и весь облик ее овеян тихой грустью» Характерная черта: тёмные глаза и светлые волосы, присутствует практически везде, разве что в стихотворении возможно более удачный эпитет «тёмные глаза» заменён поэтом на «быстрые». Впрочем, согласно исследованиям Н. П. Пахомова к аналогичным исправлениям поэт прибегал и в «Герое нашего времени», когда родинка княжны Веры бывшая в автографе над бровью (как у Варвары Бахметевой) в окончательном варианте переместилась на щёку, чтобы «отвести возможные догадки о чересчур близком сходстве».
Руке Лермонтова принадлежит целый ряд портретов Варвары Александровны. Имеются как портреты, про которые известно, что это Бахметева, так и целый ряд портретов, о которых выдвигаются предположения о героине портрета.
Память
Помимо многочисленных литературных и художественных Варвара Александровна удостоилась и иных памятников.
В 1846 году во время болезни Варвары её муж, Николай Бахметев, в надежде на выздоровление построил каменную церковь в честь Святой Варвары в принадлежащем ему селе Фёдоровка Самарской губернии.
Сегодня бывшая Варваринская церковь называется храмом Благовещения Пресвятой Богородицы и является старейшим сооружением в Тольятти — памятником истории и архитектуры.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
популярный фантаст из наукограда
русский писатель
Известная российская журналистка и писательница
русский писатель
русский писатель
германский поэт, один из величайших модернистов XX века
русский писатель, автор «Алых парусов»
русский поэт