Герберт Спенсер: биография
Типы обществ
Военный тип общества — военные конфликты и истребление или порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.
Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в таком обществе — благо для всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.
Наихудший тип — выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.
Социальная эволюция
Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».
Правительство не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких уровней исторического развития.
Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы».
Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед».
Такая постановка вопроса допускает признание объективного развития общественных явлений, но она ведет к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как якобы естественных явлений. Распространение на общества принципа «борьбы за существование» создает основу для одного из одиозных течений социологии, так называемого социального дарвинизма.
Личные права
Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
- безопасность личности,
- свободное передвижение,
- свобода совести,
- свобода речи,
- свобода печати и др.
Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права — нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.
Работы Спенсера
- «Социальная статика» (1851)
- «Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy, 1862-96) — Основное сочинение в 10-ти томах
- «Человек и государство» (The Man versus the State, 1884)
- «Философия и религия. Природа и реальность религии» (Philosophy and Religion. The Nature and Reality of Religion, 1885)
- «Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government, 1843)
- «Образование умственное, моральное и физическое» (Education: Intellectual, Moral, Physical, 1861)
- «Факты и комментарии» (Facts and Comments, 1902)
- «Эссе: научные, политические и философские» (Essays: Scientific, Political, and Speculative, 3 vol., 1891)
- «Данные этики» (The Data of Ethics, 1879)
- «Справедливость» (Justice, 1891)
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
английский философ и педагог
немецкий философ, представитель идеализма
английский философ-схоласт, религиозно-политический писатель XIV века
древнегреческий ученый и философ
философ, один из создателей немецкой классической философии
основоположник марксизма, автор «Капитала»
итальянский монах-доминиканец, ученый, философ и поэт
философ и писатель эпохи Просвещения, основоположник вольтерьянства